СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ленинка: секреты книжных форзацев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открывая книгу, мы стараемся побыстрее добраться до текста, нетерпеливо пролистывая всё, что мешает нам скорее начать читать. Потом закрываем книгу, ставим её на полку — и чаще всего не обращаем внимания на то, что скрыто под обложкой.

А где же найти в книге этот загадочный «форзац», название которого происходит от немецкого Vorsatz («перед набором»)? Это лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Форзац выполняет защитную и декоративную функцию — скрывает «изнаночную» сторону переплётной крышки и место её крепления с книжным блоком.

Нахзац (Nachsatz, «после набора») идёт после книжного блока, выполняет те же функции, что и форзац. Чаще всего форзац и нахзац в книге делают одинаковыми, но бывают и исключения.

В недорогих современных книгах форзацы чаще всего выполнены из белой бумаги. Но на нашей мини-выставке каждый экспонат привлекает внимание и отличается от своего соседа по витрине.

Важно понимать, что переплёты для книг в те времена были владельческими, то есть делались на заказ по выбору конкретного хозяина книги. Переплёт и все его элементы делались вручную — и бумага для форзацев не была исключением. Куратор выставки Мария Золотова отобрала для экспозиции светские книги XVIII — начала XIX веков, изданные в России.

Август Вицман. Золотая книжка, или Собрание новых, доказанных, легких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искуственных действий к пользе и удовольствию каждаго. Санкт-Петербург, 1798. Форзац из жилковато-пятнистой мраморной бумаги

Самой популярной для форзацев была многоцветная мраморная бумагас разными рисунками. Кропотливый процесс её изготовления требовал от мастера точности и хорошего глазомера. В ванну наливался специальный жидкий состав, не дававший краскам бесконтрольно растекаться или осесть на дно. Мастер поочередно наносил краски на поверхность этого жидкого грунта в определённом порядке, а специальные добавки не позволяли им смешиваться. Один цвет раздвигал другой, и на поверхности образовывался причудливый узор из пятен, линий и прожилок, напоминающих мрамор. Можно было менять цвета и концентрацию краски, использовать специальные инструменты — заострённые стерженьки, штифты, гребни — чтобы создавать определённый рисунок на поверхности краски. Потом на получившуюся заготовку аккуратно закладывался лист бумаги. Рисунок отпечатывался на бумаге, а для следующего листа уже приходилось повторять процесс снова. Именно поэтому каждый рисунок был по-своему уникален.

Самый распространённый тип рисунка — жилковато-пятнистый узор, как на настоящем мраморе.

Жан-Жак Руссо. Емиль и София, или Хорошо воспитанные любовники. Москва, 1779. Форзац из мраморной жилковато-пятнистой бумаги

Мраморную гребешковую бумагу ни с чем не спутаешь. При помощи деревянного или металлического гребня по слою красок на грунте в ванне проводили зигзагообразные или волнистые линии. Пятнистый узор превращался в гребешковый.

Михаил Агентов. Открытие сокровенных художеств… Москва, 1778. Форзац из мраморной гребешковой бумаги

«Парчовая» бумага не производилась в России — её привозили из Голландии, Германии, других стран Европы. Для её изготовления на тонкие листы золота или серебра специальным прессом под давлением наносился рисунок. Чаще такую дорогую и красивую бумагу использовали для мягких обложек тонких книг, но на выставке можно увидеть книгу с форзацем из «парчовой» бумаги.

Екатерина II. Наказ Коммиссии, о составлении проекта новаго уложения. Санкт-Петербург, 1768. Форзац из «парчовой» бумаги

На витрине, посвящённой XVIII веку, сразу привлекают внимание яркие форзацы с печатным узором. Рисунок на них выполнен с помощью штампа с краской. Точно так же делались и набивные ткани — и рисунок на форзацах очень напоминает изысканную ткань.

Изготовить клеевую (или пастовую) бумагу гораздо проще, чем мраморную. В клейстер добавляли краску, наносили на поверхность бумаги и, пока состав еще не высох, на него наносился узор: процарапывался инструментами, пальцами, заострёнными палочками.

Филипп Генрих Дильтей. Опыт российской географии… Москва, 1771. Форзац из бумаги с клейстерной окраской

XIX век не отказался от мраморной бумаги, но мода внесла свои коррективы. Гребешковый рисунок практически ушёл, зато появились «подкамешковые» бумаги: в изготовлении использовалась белая краска, и на вид рисунок получался очень похожим на россыпь камешков.

Н. Н. Трубецкой. Новое начертание истинныя теологии. Москва, 1784. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в две краски «под камешки»; И. М. Долгоруков. Бытие сердца моего. Москва, 1818. Форзац из жилковато-пятнистой бумаги в четыре краски «под камешки»

В 30-х годах появился волновой способ окраски: ванну с грунтом мастер покачивал и лист бумаги накладывал на образовавшиеся волны.

В первой трети XIX века приходит мода на монохромные форзацы ярких цветов: ярко-зелёные, розовые, нежно-голубые. Некоторые из форзацев сатинировались — обрабатывались, отглаживались специальными валиками, так что бумага получалась блестящая, как дорогой шёлк.

В XIX веке в книгах возникает дублюра — украшение, которое в первой трети XIX века повторяло рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего использовалось золотое тиснение. Книга сразу приобретала величественный и изысканный вид.

Шарль Бодлер. Цветы зла. Париж, 1888. Библиофильский переплёт. Дублюра выполнена из цветной кожи в технике аппликации. Из постоянной экспозиции Музея книги РГБ

Мини-выставки, проходящие в Музее книги, всегда перекликаются с основной экспозицией. И эта выставка не стала исключением. Например, дублюре посвящена отдельная витрина в разделе «Основные элементы книги».

А в следующей книге примечателен не форзац, а нахзац — сложенный из бумаги кармашек, в котором владелец, возможно, мог держать рецепты или заметки.

Аптека домашняя и дорожная лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих, также и с таблицею доходов и расходов, и с всегдашним календарём. Лейпциг, около 1816. Нахзац в виде кармашка

Форзацы, как и корешки книг, — частое место вмешательство реставраторов. Если реставратор может сохранить форзац, он, конечно, делает это. Но не всегда это удаётся. Над витринами мини-выставки — кусочки подлинной форзацной бумаги XVIII—XIX века.

Выставка в Музее книги показывает, какой нарядной может быть книга внутри. Не всегда надо спешить скорее её прочитать — сначала стоит внимательно рассмотреть и полюбоваться работой мастера, который сделал всё, чтобы книгу приятно было брать в руки.

Му­зей кни­ги Российской государственной библиотеки от­крыт для всех ка­те­го­рий по­се­ти­те­лей

23.03.2018 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП