СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. В рамках урока учитель не может в полной мере реализовать вышесказанные требования, поэтому весьма актуальны занятия во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью. Это позволит сделать ученика личностно-значимым и востребованным в повседневной жизни.
Организация научно-исследовательской деятельности основывается на цикличном процессе и начинается со ступени «Интерес», при котором: взаимодействие руководителя с обучающимися является условием для формирования коммуникативной и интеллектуальной компетентностей. После этого появляется взаимодействие руководителя и обучающегося, которое в дальнейшем вытекает во взаимоподдержку и педагогическое сопровождение на каждом этапе исследования и перерастает в опыт, где дети раскрываются, развиваются, реализуют свои возможности в разных областях. Эта ступень называется «Взаимодействие».
Отсюда процесс повторяется: и уже опытные дети зарождают интерес в начинающих, только приступивших к проектной и исследовательской деятельности школьниках. Эту ступень мы называем «Сотрудничество».
Реализуя данную модель, руководитель стремится через усвоение и применение знаний на практике привести обучающегося к овладению универсальными учебными действиями: познавательными, личностными, регулятивными и коммуникативными.
Под руководством педагогов дети проводят исследования, знакомят с ними своих одноклассников, представляют их на научно-практических конференциях разного уровня. Параллельно с этим разрабатывают и реализуют социально-значимые проекты и, мы считаем, что это очень важно. Эта ступень называется «Исследование» («Проектирование»).
Общеизвестно, что ребёнок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе. Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской деятельности. Но обучающийся хочет быстрого результата. Как сделать это?
Руководителю необходим стратегический план: от простого к сложному, от совместной с учителем к самостоятельной деятельности ученика.
Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен чувствовать тонкую грань, где ученик самостоятельно может исследовать тему, где ему нужна помощь.
Обучающиеся учатся коммуникабельности, самопрезентации, расстаются с комплексами, выступают примерами ораторского мастерства сами и учатся у окружающих образцам красноречия. В нашей школе эта работа ведется планомерно и рационально. Дети выступают на тематических классных часах, на конференциях разного уровня, делятся своими успехами и результатами в научном обществе учащихся. Мы называем эту ступень «Презентация результата». Заинтересованность руководителей (в широком смысле слова) приносит результаты, и дети ждут новых решений.
Процесс работы над проектом очень трудоемкий и долгосрочный. Чтобы достичь нужного результата, необходимо учесть многие составляющие: работоспособность обучающегося, его вовлеченность, усидчивость и целеустремленность. Это во многом зависит от заинтересованности руководителя, родителей, потому что без родителей воплотить идеи невозможно.
Привлекая обучающихся к выполнению исследовательских работ, руководитель через воспитательную цель способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Ведь ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творческого проекта, который доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.
© 2020, Даутова Алевтина Петровна 273