СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Липченко Марина Сергеевна
МКОУ «Тёткинская СОШ №1 им. Бочарникова»
Глушковский район
В начале нового учебного года я задаюсь вопросом: с какими учениками мне предстоит работать? Что должны усвоить на уроках математики учащиеся 5 – 11 классов, каждый из которых является уникальной личностью со своими достоинствами и недостатками, психологическими особенностями, характерами и склонностями?
Ведь математические знания и умения необходимы для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Математика формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию, тренирует способность к преодолению трудностей.
Я хочу вооружить своих учеников необходимыми для практической деятельности компетенциями; посредством математики сформировать у них логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Всего этого я добиваюсь, используя различные технологии, но приоритетной для меня является личностно-ориентированное обучение.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные особенности учеников. Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике.
В моей работе под термином «личностно-ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Из своего опыта я поняла, что внимание ученика очень часто направлено не на содержание урока, а его внешние моменты. Если же состояние удивления, любопытства не наступает, мы наблюдаем падение интереса школьников к обучению вообще и обучению математике в частности.
Поэтому меня заинтересовала идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Именно эта идея актуальна, так как отвечает потребностям нашего времени. Существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра.
Свою работу по обучению математике я начинаю с психолого-педагогической характеристики учащихся. Это позволяет мне ориентироваться на ученика, стимулировать его нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, создавать условия, облегчающие процесс обучения, атмосферу живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.
Для своевременного устранения «пробелов» в знаниях учащегося при изучении одного из разделов математики я провожу диагностику сформированности компетенций каждого ученика и класса в целом по изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь учащимся в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать учащегося, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.
Математика имеет широкое практическое применение в различных сферах жизни. Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими, не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому очень важный компонент личностно-ориентированного обучения – развитие мотивации учебной деятельности.
Обучение будет успешным, если у школьника возникает интерес к учению. Но как его сформировать? Для этого необходимо создавать ситуацию успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Это можно сделать в том числе различными подбадривающими словами. Например, я использую в своей практике следующие речевые обороты: «Надо пробовать, только так может что-то получиться», «У вас обязательно получиться…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», «Выполняя работу, не забудьте о…».
На этапе проверки знаний использую различные тестовые задания, как на бумажном носителе, так и на компьютере. Детям предоставляется выбор, с помощью какого источника им удобней выполнить задание.
Также предлагаю учащимся набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу их предъявления. Таким образом, предлагаемые тесты ставят учащегося в ситуацию выбора такого задания, с которым он обязательно справится, т.е. удовлетворяется потребность в самовыражении, самореализации, что обеспечивает успех.
Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Поэтому после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляю за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.
Я пытаюсь повышать интерес учащихся через самостоятельность и активность. На уроках часто использую элементы проблемного обучения. Самостоятельные работы при повторении организовываю так, чтобы они не только обеспечивали восприятие программного материала, но и способствовали бы всестороннему развитию учащихся. Это работы с логическими заданиями, с кодированными ответами, самостоятельные работы в форме математических диктантов, устные самостоятельные и домашние работы. Умелое применение таких видов работ помогает развивать творческую активность учащихся. Мои ученики пишут сочинения (например, на тему «Для чего людям нужна математика?»), сочиняют задачи на разные темы. Придумывая задачу, ученик глубже вникнет в теорию, выучит правило, смоделирует конкретную ситуацию, решаемую математически.
Моим ученикам очень нравятся прикладные задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Опора на жизненный опыт является мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке. Каждому учителю надо иметь установку: любой изучаемый материал связать с жизнью, показать его значимость.
Велика роль наглядности на уроках. Сейчас в каждой школе есть компьютеры, мультимедийные установки. Это позволяет поднять качество обучения на более высокую планку, повысить интерес к предмету.
Постепенно, отвечая на поставленные вопросы, двигаясь по ступенькам вверх, дети постигают истину. Таким образом, происходит осознанное восприятие материала, что очень важно при изучении моего предмета.
Самый высокий уровень - это нетрадиционные комбинированные задачи. Важно отметить, что учитель в этой работе только помощник и координатор действий. Он идёт на шаг позади, уступая первенство детям.
Необходимым компонентом личностно-ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы я формирую разноуровневые, при этом сильный помогает слабому. Задания использую дифференцированные. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Задача учителя – помочь ученику советом, подбодрить добрым словом того, кто занижает свои способности. Оцениваю не только конечный результат, но и по процесс его достижения.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При таком подходе к обучению очень важно побудить учащихся к высказыванию своих мыслей. Учитель ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, при этом для учащихся он становится равноправным партнёром в общении. Ученики становятся исследователями. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Для оценки деятельности учеников я использую такие выражения: «ты так думаешь», «это твоё мнение», «ты молодчина», «как много ты сделал» и т.д.
Особую роль отвожу решению задач различными способами. Например, при изучении темы “Построение графика квадратичной функции” в 8 классе, мы разобрали три способа построения. Далее каждый ребёнок выбрал для себя тот способ, который понятен и близок ему, а не навязан учителем или автором учебника. Задача учителя при личностно-ориентированном подходе к обучению – научить детей делать правильный выбор, отвечающий его психологическому статусу.
Для развития мыслительных операций использую занимательные задачи (головоломки, нестандартные, логические, творческие задачи) в качестве дополнительного, вспомогательного средства для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности.
Например: Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.
1. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник
2. а) тонна, б) центнер, в) масса, г) грамм, д) пуд
3. а) сложение, б) умножение, в) деление, г) слагаемое, д) вычитание
4. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, в) шар, г) параллелепипед
5. а)сантиметр, б) миллиметр, в) дециметр, г) длина, д) километр.
Задание на развитие внимания. Найти ошибку: а) 3,2 + 8,0=4,0;
б) 16,6 – 5,0=16,1;
в) 21,7 – 3 =21,4; г) 29 + 7,1 = 100;
д) 25,16 + 0,4 = 25,56;
е) 0,1 – 0,034 = 0,035.
Особо хочется сказать о контрольно-оценочном этапе урока. Подводя итог урока, я учу детей отвечать на вопросы:
1) «Что мне удалось на уроке?». Варианты ответа: узнать, понять, вычислить, объяснить и т.д.
2) «Достиг ли я поставленной цели? Что способствовало этому? Что мешало? Какие трудности я испытал?»
Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижения школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.
Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.
© 2016, Липченко Марина Сергеевна 894