СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся
Что главное в работе учителя? Каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Для меня это, прежде всего, создать условия, в которых человек не потерял бы то, что изначально заложено в нем природой. Каждый человек рождается с аналитическим умом - это своего рода технически безукоризненный компьютер, и нам, учителям, важно сохранить его первозданность, чтобы нас окружали талантливые маляры и художники, каменщики и архитекторы, учителя и врачи. Сколько бы лет учитель не работал в школе, на каждом этапе его работы возникает целый комплекс проблем и всегда главное – выбор таких форм и методов обучения, которые дадут наилучший результат в каждом конкретном случае. Умственная работа – очень тяжелый вид труда и чем понятнее ученику то, чем он занимается на уроке, тем легче заинтересовать его работой. Проанализировав, современные тенденции школьного химического образования и свой педагогический опыт считаю, что для создания максимально благоприятных условий развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности эффективным является личностно ориентированное обучение. С этой целью на протяжении ряда лет работаю над темой «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся». Эта тема дает возможность учитывать интеллектуальные способности ученика, уровень мотивации его обучения, создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей. На основе изучения современных подходов по внедрению личностно ориентированных методик можно выделить общие принципы личностной ориентации: природосообразность (учет закономерностей физического, психического здоровья учащихся), сотрудничество (учитель – ученик), индивидуально - творческий подход (удовлетворение интересов и потребностей каждой личности в разнообразных видах творческой деятельности), принцип личностного целеполагания ученика (образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей) Это позволяет выделить для себя следующие направления работы:
Выстраивать общение на уроках мне помогает интерактивное обучение, которое способствует вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. В 8- 9 классах для наилучшего восприятия и усвоения учебного материала учащимися использую парную и коллективную организационные формы учебного процесса, учебную дискуссию, деловые и ролевые игры. Именно они являются основными в личностно ориентированном обучении. На этом этапе разрешаются проблемы, посильные для их возраста и опыта, полученного в начальной и, частично, в средней школе. Это активизирует познавательную деятельность учащихся, так как позволяет включить в обсуждение и решение проблемы каждого ученика, дает возможность выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Убеждена, что такая форма обучения позволяет учащимся правильно воспринимать и усваивать до 90% информации. Для старшеклассников, интересующихся химией, использую проектную и исследовательскую работу. Так, в 11 классе, по программе О.С.Габриеляна, последний раздел учебника «Химия – 11» посвящен роли химии в жизни общества. Он включает такие темы: «Химия и производство», «Химия и сельское хозяйство», «Химия и охрана окружающей среды», «Химия и повседневная жизнь человека» и рассчитан на 8 уроков. Уже несколько лет уроки по изучению тем этого раздела провожу в форме защиты учебных проектов. Ребята в группах заняты различными конкретными темами, выбор которых зависит от актуальности, желания ребят работать над данной темой и в данной группе. Это очень интересная работа, обязательно включающая исследовательскую работу теоретического и практического характера. Ребята согласовывают с учителем построение работы, начиная с плана исследования, объектов исследования и заканчивая оформлением презентации. В работе можно выделить несколько моментов:
- сбор информации из различных источников: учебников, периодической печати, научно-популярной литературы;
- исследовательская работа;
- оформление результатов и защита работы с электронной презентацией.
Используя ранее различное оформление конечного результата (доклады, рефераты и т.д.), мы пришли к выводу, что защита проектов исследовательских работ в форме электронных презентации в настоящее время является наиболее наглядной и эффективной, и привлечение компьютерной технологии помогает получению более глубоких знаний по предмету. В приложениях к сценарию урока в виде презентации представлены тезисы выступлений учащихся. В целях повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля усвоения знаний я использую информационно-коммуникативные технологии. Мною разработана система уроков на электронных носителях: - как компьютерная поддержка процесса изложения учебного материала: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Виды химической связи», «Типы химических реакций», «Витамины», «Ферменты», «Гормоны», «Лекарства», «Строение атома», «Электролитическая диссоциация», «Металлы», «Неметаллы»;
- в качестве моделирования химических явлений и процессов на компьютере: «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты», «Металлургия»;
- для контроля и осуществления тренировки усвоения учебного материала (различные тестовые задания);
- для наглядности лабораторных опытов, проведения лабораторных работ, решения экспериментальных задач;
- во внеурочной деятельности: шоу «Веселая химия», химическая викторина «Что? Где? Когда?».
Всю исследовательскую деятельность ребят строю по определенному плану, выделяя 3 основных этапа.
Первый - теоретический. Это - постановка проблемы, выдвижение гипотезы исследования, сбор возможных сведений из различных источников. На данном этапе направляю поиск ребят по правильному пути, поддерживаю интерес детей к работе, добиваюсь, чтобы их идеи приняли реальные очертания и применения.
Второй этап - практический. Все исследовательские работы обязательно содержат экспериментальную часть, которую вместе с учащимися провожу в школьной химической лаборатории. На этом этапе руковожу действиями ребят, чтобы опытная работа была выполнена точно, аккуратно, методически правильно.
Третий этап - обобщающий. Полученные результаты работы ребята оформляют в виде докладов, рефератов, творческих работ, сопровождаемых выставками, электронными презентациями.
Исследовательская деятельность обладает большими образовательными возможностями, служит мощным средством становления конкурентно- способного выпускника старшей школы. В процессе исследовательской работы у многих учеников появляется интерес к данной работе, предмету, что впоследствии влияет на выбор профессии. Многие мои воспитанники успешно сдают экзамены в медицинские и фармакологические академии Москвы и Ставрополя, Пятигорска, Саратова, Ярославля и Новосибирска.
Личностно - ориентированное обучение - сложное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных и объективных. Следовательно, учителю для создания учебно-познавательной атмосферы в классе необходимо понимание самого процесса активации умственной деятельности, знание условий, которые стимулируют познание, владение приемами интенсификации обучения, осмысления собственной роли в процессе приобщения школьников к опыту человечества.
© 2015, Панаэтова Софья Ильинична 1016