СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Считаю, что личностно ориентированное образование в современной школе должно соответствовать следующим требованиям:
В практике работы, с использованием личностно ориентированного подхода, главной целью становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, постоянную согласованность субъективного опыта учеников с содержанием образования, обогащение этого опыта и его углубление. Реализация идей личностно ориентированного обучения в преподавании географии означает в итоге создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном самопознании.
Самопознание в учебном процессе также играет особую роль, обеспечивая изучение учащимися своих личностных особенностей.
Самопознание может, осуществляться:
во-первых, путем анализа результатов учебной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одноклассников с общепринятыми нормами.
во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств личности, ее поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки с оценками одноклассников, с мнением и суждениями которых учащийся особенно считается, со своими собственными оценками, он вырабатывает для себя адекватную самооценку.
В-третьих, самопознание поддерживается самонаблюдением своих состояний, мыслей и чувств.
Самопознание является не только основой для установления творческого и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции своей психической и практической деятельности. Развивая свою рефлексивную позицию и способности, ученик становится субъектом обучения, он обучает себя собственными усилиями, самосовершенствуется как личность.
Проблема организации личностно ориентированной образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней, как правило, отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого осуществляется закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно ориентированное обучение требует от педагога по-другому решать проблемы постановки целей обучения, разработки плана урока, конструирования системы знаний, формы рефлексии и оценки, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию географического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Думаю, многим известно, что базовая модель урока включает в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.
Основными формами образовательной рефлексии являются:
- устное обсуждение;
- письменное анкетирование;
- графическое изображение.
Организуя рефлексивно-оценочную деятельность учащихся на уроках географии, можно условно выделять и использовать различные виды рефлексии.
1. Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других учеников. В ходе совместной работы могут постоянно возникать ситуации, когда обсуждается поведение учащихся. Обсуждение проведенного урока может опираться на следующие вопросы:
- Кто сегодня из одноклассников на уроке был самым активным?
- Чье мнение, чья позиция были тебе наиболее близки, понятны, симпатичны?
- Как ты считаешь, какую оценку заслуживает этот или другой ученик и почему?
2. Рефлексия без посторонней помощи: бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными.
Для того чтобы учащиеся осознали и оценили свои действия на уроке, нами в учебном процессе используется такой способ. В конце урока объявляется пять минут самоконтроля, суть которого заключается в том, что ученик возле каждого пункта плана изучаемой темы который написан в тетради, ставит кружок, либо какой-нибудь другой знак удобный ему. Если ученик считает, что он знает и понял этот пункт плана, то в кружке ставится плюс; если ученик не понял материал, то ставится знак минус. Если необходимо задать вопрос учителю для пояснения, ставится знак вопроса. На первый взгляд такая самооценка кажется трудоемкой, но учащиеся легко усваивают ее смысл и символику, проверяют себя, анализируя пройденные этапы урока.
3. Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании урока, задания, упражнения. Например, оценка урока учениками может быть проведена следующим образом. На отдельном небольшом листе
4. Рефлексия собственного развития: ученикам предлагается проанализировать свое поведение в учебной ситуации в аспекте своего личностного развития.
Например, можно использовать очень простой прием: в начале, когда учителем объявляется тема урока, учащиеся на отдельном листе записывают все то, что им на данный момент, известно по предложенному вопросу. А в конце, специально отводится 2-3 минуты урока, чтобы учащиеся вновь взяли теже листы и записали там, что нового они узнали по данному вопросу в течение урока.
Другой пример: письменный анализ учебной деятельности в конце каждой учебной четверти может предлагаться учащимся по следующим вопросам.
а) Что тебе нравится больше всего на уроках географии?
б) Что тебе не нравится в преподавании географии?
в) Каковы твои достижения на уроках географии за прошедшую четверть?
г) В чем причины твоих неудач (если они имеются)?
д) Какой урок географии был для тебя самым интересным и почему?
ж) Развитию, каких твоих личностных качеств помогло обучение географии?
з) Каковы твои предложения, пожелания в адрес учителя?
Можно использовать разработанную анкету, состоящую из 14 вопросов, на каждый из которых возможны два варианта ответов: "а" или "б". При этом респондент должен выбрать только один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности. (раздается каждому для примера)
Проводя анкетный опрос, можно дать объективную оценку действенности методов и способов, применяемых педагогом в своей работе.
Таким образом, рефлексивная деятельность является важным элементом совместной деятельности учителя и ученика. Рефлексивно-оценочная деятельность определяется как вид деятельности учителя на уроке по созданию необходимой благоприятной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий. Рефлексия - это не просто знание и понимание субъектом обучения самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, взгляды, убеждения, ценности и др. В любой системе обучения рефлексивно-оценочная деятельность обеспечивает выявление эффективности урока.
Реализация личностно ориентированного подхода в обучении географии способствует раскрытию потенциальных возможностей личности учащихся, а рефлексивно-оценочная деятельность на уроках географии позволяет учащимся:
- осознанно планировать свою учебную деятельность;
- понимать цели деятельности учителя и учащихся класса;
- отслеживать выполнение поставленных целей и задач;
- корректировать их в дальнейшем;
- анализировать собственные успехи и трудности в достижении цели.
© 2015, Сухинина Наталья Михайловна 2105