СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно ориентированный подход в обучении на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что личностно ориентированное образование в современной школе должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Обеспечить целостное развитие человеческой природы.
  2. Центральным звеном учебного процесса является самостоятельная образовательная деятельность школьников, а не пассивное овладение знаниями.
  3. Главным в деятельности учителя является не преподавание, а координирование, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  4. Активные и интерактивные формы обучения.
  5. Дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки по предмету.
  6. Обучение в сотрудничестве, использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии.

В практике работы, с использованием личностно ориентированного подхода, главной целью становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, постоянную согласованность субъективного опыта учеников с содержанием обра­зования, обогащение этого опыта и его углубление. Реализация идей личностно ориентированного обучения в преподавании географии оз­начает в итоге создание каждым учеником личностно-значимого обра­за мира, основанного на его собственном самопознании.

Самопознание в учебном процессе также играет особую роль, обеспе­чивая изучение учащимися своих личностных особенностей.

Самопоз­нание может, осуществляться:

во-первых, путем анализа результатов учеб­ной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результа­тов с результатами своих одноклассников с общепринятыми нормами.

во-вторых, самопознание совершается путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств личности, ее по­ведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки с оценками однок­лассников, с мнением и суждениями которых учащийся особенно счи­тается, со своими собственными оценками, он вырабатывает для себя адекватную самооценку.

В-третьих, самопознание поддерживается са­монаблюдением своих состояний, мыслей и чувств.

Самопознание является не только основой для установления творческого и теоретического отношения к собственным достоинствам и недостаткам, но и для развития постоянного самоконтроля и само­регуляции своей психической и практической деятельности. Развивая свою рефлексивную позицию и способности, ученик становится субъ­ектом обучения, он обучает себя собственными усилиями, самосовер­шенствуется как личность.

Проблема организации личностно ориентированной образователь­ной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традицион­ная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней, как правило, отсутствуют реф­лексивные виды деятельности. Вместо этого осуществляется закреп­ление или обобщение полученных знаний. Личностно ориентированное обучение требует от педагога по-другому решать проблемы постанов­ки целей обучения, разработки плана урока, конструирования систе­мы знаний, формы рефлексии и оценки, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию географического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Думаю, многим известно, что базовая модель урока включает в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.

Основными формами образовательной рефлексии являются:

- уст­ное обсуждение;

- письменное анкетирование;

- графическое изобра­жение.

Организуя рефлексивно-оценочную деятельность учащихся на уроках географии, можно условно выделять и использовать различные виды рефлексии.

1. Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других учеников. В ходе совместной работы могут постоянно возникать ситуации, когда обсуждается поведение учащихся. Обсуждение проведенного урока может опираться на следующие вопросы:

- Кто сегодня из одноклассников на уроке был самым активным?

- Чье мнение, чья позиция были тебе наиболее близки, понят­ны, симпатичны?

- Как ты считаешь, какую оценку заслуживает этот или другой ученик и почему?

2. Рефлексия без посторонней помощи: бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными.

Для того чтобы учащиеся осознали и оценили свои действия на уроке, нами в учебном процессе используется такой способ. В конце урока объявляется пять минут самоконтроля, суть которого заключа­ется в том, что ученик возле каждого пункта плана изучаемой темы который написан в тетради, ставит кружок, либо какой-нибудь другой знак удобный ему. Если ученик считает, что он знает и понял этот пункт плана, то в кружке ставится плюс; ес­ли ученик не понял материал, то ставится знак минус. Если необхо­димо задать вопрос учителю для пояснения, ставится знак вопроса. На первый взгляд такая самооценка кажется трудоемкой, но учащиеся легко усваивают ее смысл и символику, проверяют себя, анализируя пройденные этапы урока.

3. Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании урока, задания, упражнения. Например, оценка урока уче­никами может быть проведена следующим образом. На отдельном небольшом листе

4. Рефлексия собственного развития: ученикам предлагается проанализировать свое поведение в учебной ситуации в аспекте сво­его личностного развития.

Например, можно использовать очень простой прием: в начале, когда учителем объявляется тема урока, учащиеся на отдельном листе записывают все то, что им на данный момент, известно по предложенному вопросу. А в конце, специально отводится 2-3 минуты урока, чтобы учащиеся вновь взяли теже листы и записали там, что нового они узнали по данному вопросу в течение урока.

Другой пример: письменный анализ учебной деятельности в конце каждой учебной четверти может предлагаться учащимся по следующим вопросам.

а) Что тебе нравится больше всего на уроках географии?

б) Что тебе не нравится в преподавании географии?

в) Каковы твои достижения на уроках географии за прошедшую четверть?

г) В чем причины твоих неудач (если они имеются)?

д) Какой урок географии был для тебя самым интересным и по­чему?

ж) Развитию, каких твоих личностных качеств помогло обучение географии?

з) Каковы твои предложения, пожелания в адрес учителя?

Можно использовать разработанную анкету, состоящую из 14 вопросов, на каждый из которых возможны два варианта ответов: "а" или "б". При этом респондент должен выбрать только один ответ, который в наи­большей степени выражает его мнение или соответствует реальности. (раздается каждому для примера)

Проводя анкетный опрос, можно дать объективную оценку действенности методов и способов, применяемых педагогом в своей работе.

Таким образом, рефлексивная деятельность является важным элементом совмест­ной деятельности учителя и ученика. Рефлексивно-оценочная дея­тельность определяется как вид деятельности учителя на уроке по созданию необходимой благоприятной среды для самопознания и ана­лиза учащимися собственных мыслей и действий. Рефлексия - это не просто знание и понимание субъектом обучения самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, взгляды, убеждения, ценности и др. В любой системе обучения рефлексивно-оценочная деятельность обеспе­чивает выявление эффективности урока.

Реализация личностно ориентированного подхода в обучении географии способствует раскрытию потенциальных возмож­ностей личности учащихся, а рефлексивно-оценочная деятельность на уроках географии позволяет учащимся:

- осознанно планировать свою учебную деятельность;

- понимать цели деятельности учителя и учащихся класса;

- отслеживать выполнение поставленных целей и задач;

- корректировать их в дальнейшем;

- анализировать собственные успехи и трудности в достижении цели.

Категория: География
21.07.2015 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП