СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностное развитие в дошкольном возрасте 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период перво­начального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяю­щих последующее личностное развитие.

Компоненты личностного развития. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три час­ти. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование де­ловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. В это время происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желани­ям, связанным с представляемыми предметами.

Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе пред­ставлений о предмете, о желательном результате, о возможности его дос­тичь в ближайшем будущем.

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непо­средственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь

эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро раз­рушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, со­переживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связан­ные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспита­ния, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окру­жающих действия.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит сме­щение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ ста­новится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные ре­акции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмо­ций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных про­цессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь слож­ные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начи­нает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в дан­ный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

17.04.2018 21:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП