© 2017 741
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В годы Великой Отечественной войны военная лексика активно входила в различные жанры письменной и устной речи. В общеупотребительной речи военные номинации часто встречались в одном ряду со словами книжными, разговорными и даже диалектными и поэтому частично утрачивали профессиональную окраску. Они становились средством, позволяющим нагляднее и ярче представить именуемое, т.е. обретали добавочные оттенки значения.
Продвижению военной лексики в общее употребление содействовала и художественная литература.
Под влиянием контекста метафоры, образные сравнения, перифразы и даже семантические сгущения (бронебойный снаряд – бронебойный; огневая позиция – огневая) становились привычными в поэтической речи, придавая ей различные краски образной экспрессии. Ср. в «Василии Тёркине» А. Т. Твардовского:
Занимай высоты в бане,
Закрепляйся не спеша!
В шайке пену нарастил,
Обработал фронт и тыл,
Не забыл про фланги.
Выразительный потенциал военной лексики оставался базой образных представлений и в творчестве поэтов конца XX в. К канве поэтического повествования подключались обиходные слова как сигналы, отсылавшие представляемое к военному времени:
За утратою – утрата,
Гаснут сверстники мои.
Бьют по нашему квадрату,
Хоть давно прошли бои.
(Друнина).
Военное слово служит толчком образных осмыслений, связанных с восприятием явлений современной жизни (природа, производство, быт):
Земле и небу стало жарко.
Змеились молнии петлёй,
Как будто шла электросварка
Меж синей тучей и землёй.
Я в ожидании атаки
За жёлтым бруствером лежу.
Я, засыпая, вижу снова
Грозу в ночи, рассвет в росе.
Мне снится профиль часового
На пограничной полосе.
(Дудин);
И нельзя в стороне оставаться,
Потому что за мной
Боевым охраненьем стоят
Ясноглазные парни,
Которым навек восемнадцать —
Батальоны домой
Никогда не пришедших солдат.
(Друнина).
В поэтических текстах возрастает отвлечённо-переносное значение слов, связанных с понятием военного дела:
Я ещё ничуть не вечерняя,
я пока на коне.
Я ещё такая ничейная –
как земля на войне.
(Казакова);
Чудаки – влюбились оба:
И кузнец, и тракторист.
И на всех фронтах (ещё бы!)
Бой пошёл у них, – держись!
(Перевалов).
Военное слово в поэтической канве обретает символическое осмысление, которое наслаивается на традиционно-профессиональное:
Страна Любовь, в твои бойницы узкие
ещё глядеть, глядеть мне на веку.
(Казакова).
В качестве средства сравнения рассматриваемые лексемы позволяют подчёркивать быстроту, стремительность современной жизни:
И, как гвардейский миномёт,
Сверкает автоген.
Клокочет, плавится, поёт
Тяжёлая руда.
Ижорка. Колпинский завод.
Передний край труда.
(Дудин).
На базе военной лексики строятся и перифрастические сочетания, такие, как, например, эпицентр огня в стихотворении Ю. Друниной «Всё грущу.». Ср. также:
И день воскресный
Стал началом самых
Убойных лет.
Огонь
И лютый натиск
Прицельно бьющих,
бреющих крестов.
(Исаев).
В стихотворении Е. Винокурова «Я был солдат» слово первого стиха выступает в качестве парцеллированного предиката, вбирающего осмысления других военных профессионализмов: взвод, ротный, воткнул наряд, казарма, ротный тенорок. Ср.:
Я был солдат. Мальчишка. Новичок!
На целый взвод рассчитанный бачок
Я опрокинул на пол. Это плохо!
И тут же ротный мне воткнул наряд.
Отметим также семантические повторы; ср. традиционное на войне и экспрессивно окрашенное на поле сражения в стихотворении М. Лисянского «О тех, которых нет»:
Их беду разделила война
На две части, на две половины.
Я от них был вдали в час кончины.
Им теперь всё равно. Ну а мне
Всё сдаётся в минуты забвенья,
Что оставил на ноле сраженья
Я и мать и отца. На войне.
Ср. также:
Цвети, наша родина, славой своей!
В комодах лежат ордена и медали.
Мы вечно на фронте. Мы вечно в строю.
Об этом я песню сегодня пою.
(Дудин).
Эхо Великой победы не смолкает в мире литературных героев. В каждом голосе лирического героя звучит что-то своё как отзвук бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Вспомним стихотворение М. Матусовского «На безымянной высоте», которое послужило толчком для широкого употребления оборотов безымянная высота и огненная черта, ставших крылатыми словами и встречающихся в текстах самого разного рода. Ср. ещё пример того, как метонимически окрашенное слово шинель в контексте может получить оценочную характеристику:
Со слезами девушкам военным
Повторяли мамы, что умней
Им, козявкам вкалывать три смены,
Чем из боя выносить парней.
Возразить «козявки» не умели.
Да и правда – что ответишь тут?
Только порыжевшие шинели
До сих пор зачем-то берегут…
Я, наверное, немного стою
И, должно быть, мало что могу.
Лишь в душе, как самое святое,
Как шинель, то время берегу.
(Друнина).
Источник: Кожин А. Н. Лексика Великой победы – в арсенале поэзии // Русский язык в школе и дома. 2010. – № 4. – С. 14–16.
https://www.youtube.com/watch?v=Ypbui4-Jlx0
https://www.youtube.com/watch?v=FONySAEP3DM
© 2017 741