© 2016 11549
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитайте текст и выполните задания 1—12
ВОЛК НА ЁЛКЕ
(1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.
(3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
(6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало. (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё.
(9)Ёлки, ёлки. (10)«Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»
(12)И вдруг. (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
(16)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. (17)— Дай-ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.
(19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
(21)— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.
(22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.
(25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.
(26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье.
(Ф. Кривин)
1. В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?
1)7 2)8 3)23 4)26
2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 4-5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
2) В предложениях 12-18 содержатся элементы повествования.
3) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.
4) Предложение 26 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 22-25.
3. Какое из перечисленных слов не имеет разговорной окраски?
Ответы к заданиям 4—6 запишите словом(-ами)
4. Каким способом образовано слово одиночество (предложение 1)?
5. Из предложений 16-26 выпишите все относительные прилагательные.
6. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.
Ответы к заданиям 7—10 запишите цифрами
7. Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входят три односоставных предложения, и напишите его номер.
8. Среди предложений 1-10 найдите предложение, осложнённое двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 16-26 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 16-26 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1-10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
11. «Ф. Кривин, известный современный сказочник, в аллегорической форме затронул одну из вечных тем — красота и её воздействие на человека. Текст сказки максимально приближен к естественной живой речи, и эта иллюзия создаётся следующими средствами выразительности: __________________ («дай-ка», «невесть», «рядышком»), в тексте частотны ________________(предложения 5, 6, 7, 17), _____________ («стоят на задних лапах», «ёлки-палки», «выхватывали из-под носа», «замер с открытым ртом»), ____________ («много — мало»)».
Список терминов:
12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В сказке Ф. Кривина рассматривается проблема красоты и её воздействия.
В комментарии проблемы следует обратить внимание на то, что в сказке в аллегорической форме поднимается одна из вечных проблем человечества, над которой бьются выдающиеся умы уже на протяжении не одного столетия и которую в яркой поэтической форме выразил Николай Алексеевич Заболоцкий:
.то что есть красота
И почему её обожествляют люди ?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?
Позиция автора: не хлебом единым жив человек.
Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите свою точку зрения.
Аргументируя свою позицию, вспомните, например, философскую лирику Н. А. Заболоцкого («О красоте человеческих лиц»), прозу К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и др.
Аргументировать позицию могут помочь следующие высказывания философов и писателей-классиков:
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»
(А. П. Чехов);
«.Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши» (Ф. Ницше);
«Красота есть гармония; в ней залог успокоения.» (Ф. М. Достоевский);
«Тот, кто чувствует красоту, часто забывает о времени» (Дж. Голсуорси).
© 2016 11549