СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа Р.Янга "В сентябре 30 дней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Рассказ "В сентябре тридцать дней" был написан в 1957 году. Thirty Days Had September. Другие названия: В сентябре было тридцать дней; Тридцать дней в сентябре. Язык написания: английский

Перевод на русский:

Н. Колпаков (В сентябре тридцать дней); 1971 г. — 6 изд.

П. Редкокаша (В сентябре было тридцать дней); 1992 г. — 1 изд.

А. Комаринец (Тридцать дней в сентябре); 2019 г. — 1 изд.

2. Автором данного произведения является Роберт Франклин Янг, который родился 8 июня 1915 года, умер 22 июня 1986 года. Почти вся его жизнь прошла в собственном доме на берегу озера Эри. Янг служил на флоте во время Второй Мировой Войны. Роберт поменял несколько профессий, не боялся никакой работы - от уборщика до машиниста. Более того - Янг продолжал работать даже тогда, когда начал писать. Только под конец жизни сообщество научных фантастов узнало, что одно время Янг работал уборщиком в общеобразовательной школе в городе Буффало. Я считаю, что именно эти факты повлияли на стиль и мировоззрения Роберта Янга. Он писал душевные, эмоциональные истории о космосе, о Земле, о людях и нелюдях, магии и науке.

3. 1950-е годы - десятилетие, включающее года с 1950 по 1959. Характеризуется восстановлением мира после Второй мировой войны, усилением холодной войны, массовый страх перед угрозой ядерной войны, гонку вооружений, масштабный шпионаж. В области науки 1950-е характеризуются развитием атомных технологий, как военных (появление термоядерного оружия), так и мирных (появление атомных электростанций). Десятилетие ознаменовалось началом «космической эры», осуществлены запуски первых искусственных спутников и первых животных в космос. В культуре главными событиями стало широкое распространение телевидения и появление рок-н-ролла, первого жанра рок-музыки. В США началось цветное телевещание (NTSC, 1953). На мой взгляд это не могло не отразиться на творчестве авторов той эпохи.

4. В рассказе описано время, где миром правят роботы, а не человек. Показана школа, какой она будет через много- много лет… будущий прогресс дошел до такой степени, что за образование общества взялись коммерческие организации, естественно для своей же выгоды. В итоге всё дошло до того, что известную пьесу Шекспира переделали под боевик, из-за того, что современные люди не могли воспринять классические произведения. Люди разучились читать книги, разучились мечтать, творить, теперь у них только телевизор в голове.

5. Тема данного рассказа- что значит школа в жизни человека?

6. Проблематика: Что есть истинное и ложное образование? Где ценности истинные, а где ложные? Может ли робот быть носителем истинной культуры человека? Может ли робот заменить человека в образовании?

7. Люди гонятся за техническим прогрессом ( в ущерб гуманитарному образованию),но забывают, что это может привести к такому упадку культуры и нравственности, что робот рядом с человеком будет являться носителем более высокой нравственности и культуры.

8. Жанр- фантастический рассказ, научная фантастика.

9. В рассказе идет речь о будущем, где 1 сентября - просто календарное число, а человеческое участие и желание помочь, научить, заменены на бездушие высоких технологий. Где памятники литературы ушли до уровня сериалов. Убогое общество, потерянные ценности. Хорошая идея возникла у отца семейства - исправить положение хотя бы с помощью робота-учительницы - но мы-то понимаем, в сложившихся условиях он только усугубляет положение. Это провал! Ведь у персонажа есть жена, которая бесится, едва в доме появляется красивая кукла да еще с продвинутым искусственным интеллектом - прямая конкурентка и угроза существованию брака. Целевая аудитория в любом виде презирает познавательную сферу, а супруга Денби удавится за каждый потраченный мимо ее потребностей цент. На этой почве и строится конфликт интересов и потребностей.

10. Джордж Денби- главный герой рассказа, настольгирующий по тем временам, когда всё было настоящим. Ему не приемлен тот «прогресс», что наступил, те люди, что его окружают. Денби так не хватает душеного общения и понимания.

Мисс Джонс- учительница-робот, запрограммирована на правильное, верное. Пусть она и робот, но с ней и поговорить и помолчать есть о чём.

Билл – сын Джорджа. Девятилетний мальчик, получающий «ложное» образование, «впитывающий» ложные ценности…обманывает, не стыдясь этого, и даже наносит увечье учительнице- роботу…Печальное будущее ожидает таких детей.

Луара- Жена Джорджа. Ограниченная личность. Типичный потребитель. Ее интересуют лишь материальные ценности: маленькие красные кадилетты, ковры, халаты, ну и само собой доллары и центы

Френдли Фред- бармен-робот, который за 25 центов в течении трех минут готов выслушать и даже дать совет… «старый, верный» собеседник Денби.

11. Автор через монологи, диалоги и просто через поступки дает характеристику героев. Цитата: «- Потому, что мы живем в обесцененном мире, - ответил Денби, удивленный собственной проницательностью, - а в дешевом мире, таком, как наш, драгоценности души ничего не стоят»…Он увидел ее(жены) заострившееся лицо, холодные безжалостные глаза и понял, что бесполезно ей что-либо объяснять, что жена не захочет, да и не сможет его понять. Он увидел с потрясающей ясностью, что в мире, в котором он живет, сентябрь ушел на долгие годы, и четко представил, как этим утром грузит коробку с учительницей на машину и везет ее по сверкающим городским улицам в маленькую лавочку подержанных вещей.

12. Автор использует сравнения (словно большая кукла, волосы засверкали словно солнце ), метафоры (волосы напомнили ему сентябрьское солнце, ее лицо - сентябрьский день, яркое платье напоминало золотую осень, безмолвная коробка, богатые дни), эпитеты (горящие глаза, красное лицо, гневно сжатые губы, красный туман, холодные глаза), олицетворения (пришел сентябрь месяц и сидит в гостиной, дни вселяли надежду, глаза вспыхнули, волосы засверкали).

13. В данном случае повествование от лица повествователя, а не героя. Рассказчик проявляет себя в эмоциональных высказываниях о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. Так же присутствуют лирические отступления (мысли Денби).

14. Композиция: прямая, линейная, события изображены в хронологической последовательности. В рассказе грамотно распределены описания и диалоги, короткие и длинные абзацы.

15. Это произведение не занимает особого, значимого места в творчестве автора. Рассказ знаком нашему читателю, потому что печатался в сборниках, газетах, антологиях. Рассказ встречается (в переводе Н. Колпакова) — В книге: «НФ. Альманах научной фантастики», выпуск 10. — М.: «Знание», 1971. В мировой литературе- это лишь одно из многочисленных созданий прозаика, писателя-фантаста Роберта Янга.

24.08.2023 17:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП