СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: Способствовать осуществлению гражданско-патриотического воспитания лицеистов. Формировать нравственные качества личности: мужество и героизм.
Оборудование: плакаты с цитатами: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский), «Истинное мужество обнаруживается во время бедствия» (Вольтер), «Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала» (О. Бальзак).
Подготовительный этап
За две недели до диспута лицеисты знакомятся с вопросами к нему. Для них проводятся обзоры, консультации, групповые беседы по теме диспута. В библиотеке оформляется выставка. Собираются отзывы о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, выпускаются газеты, бюллетени. До лицеистов доводятся основные положения «Памятки участнику диспута»:
1. Прежде чем спорить, подумайте, о чем будете говорить.
2. Спорьте честно и искренне, не искажайте мыслей и слов товарищей.
3. Начиная спорить, ясно и четко выскажите положения, которые будете защищать, доказывать. 4. Эти тезисы должны оставаться неизменными на протяжении всего спора.
5. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
6. Доказывая и опровергая, говорите ясно, просто, отчетливо, точно. Старайтесь говорить своими словами.
7. Если доказана ошибочность Вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
8. Заканчивая выступление, подведите итоги, сформулируйте выводы.
Вступительное слово офицера
«В жизни всегда есть место подвигу…» Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для школьников обязательной темой сочинения. Он вложил ее в слова старой цыганки Изергиль, которая рассказывает автору об одном из своих многочисленных возлюбленных, которых она знала в молодости, о поляке – «достойном пане с изрубленным лицом», воевавшем против турок на стороне греков.
В оригинале: «Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, который не находят их для себя, - те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно.»
Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что «подвиг - это героический, самоотверженный поступок». Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, «иногда усердие превозмогает разум». О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.
Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. Когда-то примером для всех становились ветераны войны, передовики производства и первопроходцы. А нужны ли нам сегодня подвиги - в нашей мирной и расчетливой жизни? Что же может сделать человек, чтобы о его поступке говорили, как о подвиге, и способны ли нынешние люди на подвиг? И что можно считать подвигом в наше время?
План диспута:
1. Что такое подвиг? Каждый ли может совершить подвиг? Является ли подвигом выполнение воинского долга?
2. Найдет ли в себе силы каждый из вас, чтобы свершить геройский поступок? Что для этого требуется?
3. Возможен ли подвиг в повседневной жизни или для совершения его нужна особая «героическая обстановка», исключительные обстоятельства?
4. Что заставляет человека в минуту смертельной опасности совершить бессмертный подвиг?
5. Является ли подвигом элементарное исполнение повседневных обязанностей, совершение чего-то хорошего, доброго, полезного людям? Можно ли считать подвигом отличную учебу? А может быть, это норма поведения, обязательная для каждого человека? Выскажите свои суждения.
6. Многие считаю, что подвиг, совершенный ради славы, собственной выгоды, таковым не считается. А как думаете вы?
7. Может ли эгоист, корыстолюбец, человек мелких чувств быть способным на самопожертвование, каким бы волевым характером ни наделила его природа?
8. Можно ли утверждать, что на подвиг способны сильные люди, что трусу в опасности делать нечего?
9. О подвиге говорят, что это конечная проверки нравственной ценности человеческой личности, мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми. Так ли это? Подтвердите эти мысли фактами из нашей действительности.
10. Осторожность и трусость, смелость и лихачество. В чем разница между ними? Всякое ли бесстрашие делает человека героем?
11. Как вы понимаете смысл пословицы «Сам погибай, но товарища выручай»?
12. Готовят ли себя к подвигу те, кто его совершает? Можно ли готовить себя к подвигу?
Заключительное слово офицера
Подвиг это подвижничество служение во благо человеческое и во славу Божью в православной традиции. Подвиг в светской традиции это альтруистическое рискование собой для спасения или помощи другому. Подвиг на войне - это жертвование собой за общее дело, также, результат которого - спасение многих жизней
Подвиг - это то, что сделано во имя человечества, порой ценой собственной жизни и место подвигу есть всегда, ведь не знаешь, когда будет нужна твоя помощь, твое исключительное движение души.
Изучите слово подвиг, и вы поймете, что ничего особенного в нем не заложено, а закладывает в данное слово всякий смысл наше человеческое сознание. Подвиг - это сделать для себя и других не обычный поступок. Он сделал подвиг, он поступил не так, как обычно.
© 2021, Данилов Алексей Венарьевич 474