СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Теоретические основы нетрадиционных средств физической культуры
Организация и методика проведение занятий
Двух часовые групповые комплексные занятия в недельном цикле определяются временем года и климатическими условиями Дальневосточного региона, а также предоставлением спортивных сооружений. Место проведения занятий тренажерный зал, зал функциональной подготовки, возможно проведение занятий в игровом спортивном зале.
Цель проведения комплексных занятий - обеспечение в каждом занятии разностороннего воздействия средств физического воспитания на организм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества, повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом и подготовить организм студентов к успешному выполнению программных требований.
В каждой части занятия решаются определенные задачи. Так в подготовительной части занятия: организационный момент и сообщение задач занятия; измерение ЧСС; подготовка организма и функциональных систем к предстоящим физическим нагрузкам. Основная часть занятия решает задачи формирования необходимых двигательных умений и навыков, измерение пульса после основной интенсивной части занятия; воспитание физических, волевых и других качеств. В заключительной части приведение организма в относительно спокойное состояние (расслабление и релаксация), измерение ЧСС, подведение итогов занятия, организованное завершение, задание для самостоятельных занятий.
Оптимальная наполняемость группы на учебном занятии 10 – 15 чел. Учебное занятие состоит из 3 частей: подготовительной (вводной), основной и заключительной.
Так, упражнения стретчинга и йоги (элементы хатха-йоги, пилатеса и других) целесообразно применять в подготовительной (вводной) и заключительной части занятия. Упражнения скиппинга и степ-аэробики в основной части занятия, но, при условии хорошей физической подготовленности, скиппинг используют и в подготовительной части (разминка). Аэробика, шейпинг и атлетическая гимнастика используются как самостоятельные занятия, но дополненные упражнениями на гибкость и расслабление.
Примерные комплексные программы занятий содержат комплексы упражнений для студентов с разным уровнем физической и функциональной подготовленности: низкий, средний и высокий.
Первые учебно-методические занятия знакомят студентов с базовыми упражнениями видов гимнастики, последовательностью их выполнения, техникой движений, пониманием терминологии, с их кратким описанием и дозировкой.
На учебно-практических занятиях применяются все известные способы организации студентов: фронтальный, групповой, посменный, станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Применяя индивидуальный способ, на занятии решаются индивидуальные задачи для каждого студента. В процессе комплексного занятия обычно применяют несколько способов организации студентов. Выбор упражнений комплекса и последовательность их выполнения определяется подготовленностью занимающихся и задачами занятия. Подробно составленные примерные комплексы упражнений для девушек с предложенной последовательностью и дозировкой, изложены в виде плана-конспекта и представлены в приложении.
Методические принципы проведения комплексных занятий физическими упражнениями
Под принципами понимаются исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его эффективность.
Рассматривая комплексные учебные занятия с использованием нетрадиционных видов гимнастики как одну из форм физической культуры в вузе, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для традиционных занятий, а именно:
1. Индивидуализация в методике и дозировании нагрузки в зависимости от уровня физической подготовленности и общего состояния организма студента.
2. Регулярность воздействия, так как только регулярные систематические занятия обеспечивают развитие функциональных систем и возможностей организма.
3.Длительность применения метода, так как совершенствование изической подготовленности и развитие основных функциональных систем организма возможно лишь при условии длительного и многократного повторения занятий.
4. Оптимальное постепенное нарастание нагрузки в процессе всех этапов программы.
5. Разнообразие и новизна упражнений используемых для проведения занятия: 10-15% комплекса упражнений обновляются, а 85-90% повторяются, для закрепления достигнуты навыков.
6. Волнообразность воздействия различных степеней нагрузки.
7. Соблюдение цикличности – чередование более интенсивных нагрузок и отдыха.
8. Учет возрастных, половых особенностей, состояния самочувствия.
Аэробика
Классификация аэробики: помимо спортивной аэробики имеет место оздоровительная и прикладная аэробика.
Прикладная аэробика - она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта (аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).
Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др.
Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.
Шейпинг
(англ. shaping - придание формы) - вид оздоровительной гимнастики, разработанный ленинградскими специалистами под руководством И. В. Прохорцева в 1988 году и был официально запатентован.
Появившись в разговорном языке в 1987 году, слово "шейпинг" обозначало новый "способ тренировки, направленной на изменение состава тела человека". Результаты научных исследований, проведенных группой ученых и специалистов России под руководством Прохорцева Ильи Викторовича, получив положительное заключение первого Московского медицинского института им. Сеченова и Государственного Патентного ведомства СССР, подтвердили право шейпинга считаться изобретением в области физической культуры и вместе с этим законное право на его существование. Родиной шейпинга по праву считается г.Санкт - Петербург РФ.
Изначально система тренинга с названием "шейпинг" была создана для повышения физической привлекательности женщины. Шейпинг - это методика целенаправленного изменения фигуры и оздоровления организма, это индивидуально подобранная комплексная система физических упражнений. Польза шейпинга состоит в том, что, выполняя специальный комплекс упражнений, можно разработать и накачать мышцы в проблемных зонах. Весь этот целенаправленный процесс коррекции проблемных зон, помимо возвращения мышцам упругости, дает еще и то, что сжигается подкожный жир в результате большой нагрузки. Так, день за днем, сравнительно быстро можно привести свою фигуру в надлежащую форму и одновременно улучшить состояние кожи.
И это еще не все. Заставляя работать свои мышцы, улучшается общее самочувствие как физическое, так и нравственное. Сразу, как только пройдет первый дискомфорт, связанный с началом разработки не приученных к нагрузке мышц, вы почувствуете себя бодрее и здоровее. Если в общих чертах говорить об основных составляющих шейпинга и их роли в коррекции фигуры, то можно сказать, что он в основном сводится к специальным комплексам упражнений, которые условно можно разделить на две группы: для коррекции верхней части туловища (рук, груди, спины, пресса) и нижней (бедер, ягодиц, ног).
Степ-аэробика - это танцевальные движения, это ритмичные подъемы и спуски, выполняемые на специальной платформе.
В конце 20го века Джин Миллер разработала новую аэробику, степ-аэробику, которая помогла ей разработать колено после травмы. Она для тренировки использовала обычные лестничные ступени, ведущие в дом, и добилась большого результата. Американка Д. Миллер превратила свою реабилитационную программу в новый вид аэробики. Её программа увлекла миллионы людей. В дальнейшем эта программа получила название степ - аэробика. Для степа необходимо наличие платформы. Она имеет механизм, который меняет высоту платформы, это необходимо для того, чтобы регулировать интенсивность нагрузки. Но, если нет возможности приобрести платформу, вы можете использовать подручные средства или обычную скамейку. Главное условие самодельной платформы - это ее устойчивость.
Степ - аэробика включает самые разнообразные движения. Эти упражнения помогают поддерживать мышцы в тонусе и сбросить лишний вес. Танцевальные движения, постоянное изменение ритма тренировки и разнообразие упражнений сделают тренировку веселой и задорной.
Скиппинг
Скиппинг - (происходит от англ. «skip» - прыгать). В США и Европе с модой на здоровый образ жизни популярность приобрел и скиппинг. Начиная, с 80-х годов прошлого века развивается, как вид спорта. Спортивные федерации созданы, более чем в 30 стран мира. В России скиппинг получил свое распространение в 50-е годы. Ранее, прыгая со скакалкой, никто не говорил, что он занимается скиппингом. А скакалка – это своего рода удобный и недорогой портативный тренажер.
Доктор Кеннет Купер (1987), отец современной физиологии, утверждает, что десять минут занятий со скакалкой оказывают на сердечно - сосудистую систему эффект, равный эффекту, полученному при преодолении на велосипеде 2 миль в течение 6 минут, или за 12 минут плавания, или за два сета тенниса, или при беге на одну милю. Многие согласятся, что это весьма важно в нашем динамичном мире. Даже самые простые упражнения со скакалкой развивают не только выносливость, укрепляют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, развивают прыгучесть, координацию движений, силу рук и ног, укрепляют мышцы брюшного пресса, но и развивают гибкость, делают фигуру стройной и привлекательной. За четверть часа незамысловатые упражнения со скакалкой позволяют сжигать около 200 килокалорий.
Стретчинг
Термин «Стретчинг» - (англ. to stretch - растягивать, тянуть), американского происхождения и означает растяжка. В словаре иностранных слов русского языка автора Н.Г.Комлева, изданном в 2006 году можно найти следующее определение стретчингу: [англ. stretching < streth – растягивание] медицинская спортивная система специальных упражнений для растягивания мышц и повышении подвижности в суставах.
Стретчинг - это комплекс упражнений, направленный на повышение гибкости и мышечной силы (А. Нельсон, Ю. Кокконен, 2008).
Стретчинг - как вид фитнеса, то есть самостоятельной оздоровительной системы физических упражнений возник в 50 годы прошлого века. Через двадцать лет своего существования стретчинг получил свое обоснование в научных трудах американских и шведских ученых. В 80-е годы прошлого столетия система стретчинга широко стала использоваться в фитнес индустрии во всем мире. Несколько позже этот вид гимнастики появился и в России.
В системе физического воспитания стретчинг известен под выражением – упражнения на гибкость. Занятия стретчингом являются обязательной частью тренировочного процесса при подготовке спортсменов, артистов цирка, балета и танцоров. Стретчинг практикуется как составляющая часть любой тренировки и как самостоятельное занятие.
Стретчинг (растягивание) – это многообразие упражнений на развитие эластичности мышц и связок, а также подвижности суставного аппарата.
Хатха - йога
Для развития координационных способностей одним из эффективных средств является система Хатха-йога.
«Йога – самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космологическом и практическом отношении метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека». Науке этой уже более двенадцати тысяч лет.
В настоящее время развиваются десятки современных разновидностей йоги.
Хатха - йога - система физических упражнений, направленных на совершенство человека. Значение слова «Хатха – йога» означает «связь», «сочетание». Гармоничное сочетание тела, души и тела – вот истинный путь к здоровью человека. Движущей силой в борьбе человека за собственное здоровье играет дух человека, его воля к победе. Йога - это наука о человеке и мире, содержащая методы, с помощью которых решается множество проблем. Хатха – йога - основополагающее учение, от которого и пошли все современные виды йоги.
Родина удивительной системы упражнений Хатха – йоги – Индия. Простые комплексы упражнений естественны и просты. Древние мудрецы Индии придавали большое значение роли природы в физическом и духовном здоровье человека, смысл и значение заложены в названии поз: «Аист», «Верблюд», «Гора», «Дерево», «Змея», «Кошечка» и т. д.
Основная цель Хатха – йоги – совершенство человека. Великие учителя Хатха – йоги указывали путь, по которому следует идти для достижения поставленной цели: научиться созидательно управлять своим телом и всей его деятельностью. Древние мудрецы давно поняли, что физическая тренированность тела оказывает мощное влияние на душевное состояние человека, и в то же время тело чутко реагирует на малейшие импульсы мысли. Искусство йоги состоит именно в том, чтобы с помощью сознания управлять вегетативными функциями организма. Здоровье человека – это правильное функционирование тела. Согласно учению Хатха – йогов – любое нарушение здоровья является результатом воздействия на организм психических факторов (Т.Игнатьева, 2010).
Главный принцип восточного метода поддержания здоровья и долголетия – «Учись у природы, живи в гармонии с её законами, и ты будешь здоров».
© 2018, Трубина Галина Семеновна 1852