СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской деятельности на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование исследовательской деятельности на уроках географии.

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи.

География единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научных, так и естественнонаучных знаний.

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся.

Главное назначение этого метода - приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обосновании их правильности.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Эта деятельность позволяет:

  • проявить себя индивидуально или в группе,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат

Основные этапы исследовательской деятельности:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.

Исследовательская деятельность дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

■ ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; ■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

■ проявляются творческие способности; ■ развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью

Использование новых педагогических технологий на уроках географии, а именно исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью образовательной деятельности.

При этом учитель решает ряд задач: педагогических, практических и социальных.

Применяя исследовательский метод обучения, я развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительные мотивации к географии. Методический аппарат учебников способствует этому.

В учебниках географии есть уроки-практикумы «Учимся с «Полярной звездой», которые направлены на исследовательскую деятельность.

В 6 классе на уроках- практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности.

В старших классах учащиеся самостоятельно исследуют государства, выявляя особенности хозяйства используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет- ресурсы, делают презентацию, защищают их.

Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д.

Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.

Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок- деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-исследования

Темы исследования могут быть: фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. Слайд 10. Результат может быть представлен в форме:

  • Мультимедийная презентация
  • Рекламный проспект
  • Дневник-путешествие
  • Картограмма
  • Заочная экскурсия
  • Коллекция
  • Таблица
  • Схема
  • Модель
  • Серия иллюстраций
  • Сочинение-эссе
  • Фотоальбом

Большинство современных педагогических технологий ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. В пятом классе уровень самостоятельности довольно низок: мешает низкая самооценка, подготовка и языковой барьер. Постоянная поддержка со стороны учителя, положительная обстановка на уроке, интересная информация даёт многое: результативность у учащихся младших классов большая.

Так, например, в разделе «Планета Земля» предлагаю учащимся исследовательские проекты по планетам.

Слайд 11. Тема «Мы во Вселенной» 5 класс

Учащиеся по желанию делятся на группы, которым даются задания одного типа: «На чистом листе напишите всё, что Вы знаете о планете Венере (Меркурии, Марсе)». Обычно ответы короткие и весьма сбивчивые. Я их сохраняю до последнего урока по теме. Стоит отметить, что необходимо задать интересные, интригующие вопросы в конце урока для мотивации работы на следующем уроке: «Почему у Меркурия нет спутников?»; «Как найти Венеру на небе?» и т.д., а также принести дополнительную литературу по данной тематике. Учащиеся изучают дополнительный материал. Группы составляют «Анкеты планет». Рисуют презентации планет, с которыми они выступают.

Слайд 12. Тема «Как люди открывали Землю» 5 класс

Используя учебник, дополнительный материал, контурную карту, изучить материал о Х.Колумбе и Ф.Магелане и нанести их маршрут путешествия на карту.

Слайды 13-17. Тема «Воды океана» 6 класс

Предлагаю провести урок-исследование и поработать в лаборатории исследований института «Океан», чтобы постичь тайны Океана.

Группы получают карточки-задания и приступают к исследовательской работе.

    1. я группа: Анализ солености вод океана.
    2. 2-я группа: Изменение температуры поверхностных вод.
    3. 3-я группа: Изменение температуры с глубиной и замерзаемость.
    4. 4-я группа: Ветровые волны.
    5. 5-я группа: Течения.
    6. 6-я группа: Приливы и отливы.

Каждой группе дается задание. Проводится представление результатов исследования.

В 7 классе учащиеся знакомы с основами исследовательской деятельности, но часто не могут конкретно выделить предмет исследования. Умеренное применение данной деятельности на уроках географии дает положительный эффект. Исследовательские работы могут быть короткими по времени или наоборот, продолжаться в течение года. Первый вариант охватывает всех учащихся, поэтому для меня пока занимает первостепенное положение.

Слайд 18. Тема: «Австралия: образ материка».

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала).

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

– картографы определяют географическое положение материка;

– геоморфологи исследуют рельеф;

– геологи объясняют строение земной коры;

– климатологи определят климат;

– гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Все группы объединяла одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Дети в группах работают с увлечением. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: « Чем отличается природа Австралии от других материков?» (малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

Слайд 19. Тема: «США» 7 класс

План изучения страны учащиеся уже знают.

Изучение этой страны будет проходить в «лабораториях». У нас созданы 3 лаборатории. Для исследования у вас есть карты, учебник, справочники, дополнительная литература.

1-я «Географическое положение»

2-я «Природа»

3-я «Население».

Ребята получают индивидуальные задания и в течение 10 минут готовят ответы в своих « лабораториях». Затем начинается обсуждение данных вопросов. Заранее некоторые ребята получили опережающие задания по

« интересным сведениям» о стране.

Закрепление мы провели в форме презентации, где заострили своё внимание на флаге страны, статуе Свободы и др. Было предложено ребятам составить мини –проект «экскурсия по США», как результат исследовательской деятельности на уроке, с чем они хорошо справились.

Слайд 20.Тема: «Почвы» 8 класс.

Учащимся были предложены темы исследовательских работ по темам:

Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Какие отрицательные последствия может иметь орошение почв?

В какой природной зоне необходимо известкование почв?

С какой целью проводится террасирование склонов?

Вывод: Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

30.11.2019 14:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП