СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ИКТ в формировании метакомпетенций на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В различных источниках компетентность рассматривается как «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере». Общий смысл всех определений компетенций в том, что – это способности человека решать задачи, поставленные перед ним жизнью: ставить цель, видеть проблему, определять пути ее решения, искать для этого необходимые ресурсы (внутренние и внешние).

  Метакомпетенции (meta-competences) – некоторая надстройка над типичными знаниями и умениями, выражающаяся в самообразовании, самоорганизации, саморазвитии, которая позволяет выпускнику учебного заведения преодолевать неуверенность, делать правильные выводы из критических замечаний коллег, т. е. действовать успешно в различных ситуациях.

  Вполне очевидно, что современная экономика ориентирована на кадры, которые обладают не разрозненными  знаниями, а обобщенными умениями, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы. Выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность.

  Перед учителем ставятся следующие задачи по формированию компетенций у школьников:

-   учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативная (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

информационная (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности).

  Одним из основных признаков компетентностного обучения является новизна и оригинальность продукта деятельности. Еще один важный признак такого обучения - появление у учащихся субъективно новых способов деятельности.  Но даже при использовании на уроках различных форм, методов, технологий,  уроки все-таки ориентированы на приобретение знаний, умений и навыков. Каким же образом можно обеспечить эту «новизну» и «оригинальность»? Какие способы организации образовательного процесса помогут педагогу в процессах формирования и развития ключевых компетенций?

1. Создание электронных учебных материалов.

Помимо учителей, электронные учебные материалы создают и обучающиеся. Это сайты, презентации к отдельным темам, интерактивные модели.

2. Научно-исследовательская  деятельность обучающихся.

Творческий характер деятельности - мощный стимул к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. Обучающиеся учатся добывать информацию самостоятельно, работать в группе, прислушиваться к чужому мнению и отстаивать своё. Результатом такой работы служит выступление с докладом на научно-практической конференции обучающихся, которая проходит в нашей гимназии ежегодно.

3. Решение компетентностных задач с использованием ИКТ.

  В курсе географии средней и старшей школы мы получаем большой объём географических знаний. Порой многие понятия курса географии 6-11 классов носят абстрактный характер, и мы задаёмся вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на уроках?» Решение задач, имеющих практическое содержание, позволяет обучающимся создать целостное представление об окружающем мире и о роли географии.

  Информационные технологии применяются на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организуется на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями, атласами. На их основе и создаются флипчарты, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал, дают им возможность активно участвовать в познавательном процессе на разных этапах. Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе.

  Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Интерактивная доска экономит время и на подготовку урока и упрощает проверку усвоенного материала. Сохраненный материал прошедшего занятия всегда будет доступен для тех, кто отсутствовал.

   Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

·  Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

·  Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

·  Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.

· После занятия файлы можно сохранить, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

  4. Создание электронных тестов.

Автоматизации контроля результатов обучения позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия). Обучающиеся активно вовлекаются в создание электронных тестирующих систем.

5. Участие обучающихся в Интернет-проектах.

  Для того чтобы сделать обучение максимально развивающим все познавательные способности учащихся, научить их мыслить, одним из лучших средств являются образовательные Интернет-проекты.  Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха. Образовательные проекты, проводимые в сети, позволяют охватить широкий круг интересов учащихся  и предметных областей, задействовать в проектной деятельности все возрастные категории учащихся, привлечь большое число педагогов.

  Использование информационных технологий в обучении географии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет прекрасной наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ; автоматизации контроля результатов обучения,  развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

 

Категория: География
10.02.2015 21:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП