СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для формирования умения выражать эмоции (радость, грусть, страх, гнев) используйте следующие методы и приемы:
· Наблюдайте за ребенком в повседневной жизни или на занятиях, комментируя его эмоциональные состояния (например, «Мне весело», «Я рад» «Я плачу», «мне грустно»; «Я сержусь»; «Я боюсь», «Мне страшно» и т.д.). Имитируйте и усиливайте эмоциональные состояния ребенка с помощью утрированной мимики, жестов.
· Моделируйте ситуации, провоцирующие у ребенка различные эмоции (например, поднимите его высоко; дайте поиграть в любимую игрушку и т.д.) и сопровождайте их соответствующими эмоционально насыщенными высказываниями («Отпусти, страшно» и т.д.).
· Обращайте внимание ребенка на эмоциональные состояния других людей и комментируйте их (например, «Мама смеётся, ей весело», «Девочка плачет, ей грустно» и т.д.).
· Комментируйте эмоции людей, изображенных на фотографиях, рисунках: (например, «Мальчик улыбается, ему весело»).
· Называйте эмоции, изображенные на пиктограммах.
· Используйте имитационные игры перед зеркалом: имитируйте вместе с ребенком эмоции при помощи мимики, жестов и комментируйте их. (Например, хлопайте в ладоши, понарошку вытирайте руками слезы и т.д.).
· Имитируйте с помощью мимики и жестов и комментируйте эмоции различных персонажей из мультфильмов.
· Используйте хороводные игры, песни, стихотворения, помогающие ребенку осознать различные эмоции, чувства. (Например, «Весело, весело встретим Новый год!», «Наша Таня громко плачет» и т.д.). Когда ребенок сможет адекватно выражать эмоции и сообщать о них, тогда необходимо приступить к следующему этапу коррекционной работы – формированию понимания причин эмоций. Приведем примеры нескольких ситуаций и игр, способствующих формированию умения выражать эмоции и сообщать о них.
Выражение радости.
Цель: формирование умений выразить радость, сообщить о радости Стимульный материал: игрушечный вертолет (любые предметы, игра с которыми приносит ребенку радость).
Ход занятий: Встаньте напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустите в воздух его любимую игрушку – вертолет. Когда он взлетел, выразите радость с помощью соответствующих высказываний, интонаций, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликните «Ура!» и похлопайте в ладоши. Когда вертолет приземлился, продолжайте выражать радость, так чтобы ребенок имел возможность имитировать Ваши действия. Затем, глядя на ребенка, произнесите: «Весело!». Когда ребенок повторил Ваше высказывание, продолжите игру. Моделируйте аналогичные ситуации до тех пор, пока ребенок не научится адекватно выражать собственные эмоции и сообщать о них.
Выражение грусти.
Цель: формирование умения выразить грусть, сообщить о грусти. Стимульный материал: отсутствует.
Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он расстроен (например, плачет), подойдите к нему и пожалейте – погладьте по голове, прижмите к себе. Когда ребенок немного успокоится и обратит на вас внимание, изобразите с помощью мимики, что Вы тоже расстроены и прокомментируйте эмоциональное состояние: «Грустно», «я плачу» и т.д. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.
Выражение страха.
Цель: формирование умения выразить страх, сообщить о страхе Стимульный материал: отсутствует.
Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он чего-то испугался (например, собаку), подойдите к нему, прижмите к себе, давая ребенку почувствовать себя в безопасности. Прокомментируйте эмоциональное состояние ребенка: например, «Страшно» или «Боюсь». Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.
Выражение гнева.
Цель: формирование умения выразить гнев.
Стимульный материал: зеркало.
Ход занятий: Встаньте с ребенком напротив зеркала. С помощью мимики и жестов изобразите гнев, злость: напрягитесь, сожмите руки в кулаки, сведите брови к переносице, плотно сожмите губы и т.д. Затем расслабьтесь, давая ребенку понять, что это игра. Повторите игру снова, помогите ребенку изобразить гнев и комментируйте: «Сердитый», «сержусь», «злой» и т.д. Старайтесь сделать так, чтобы он повторил ваш комментарий. Многократно повторяйте игру, чтобы ребенок осознал эмоцию, научился ее имитировать.
Сообщение о боли.
Цель: формирование умения сообщить о боли.
Стимульный материал: отсутствует.
Ход занятий: Наблюдайте за действиями ребенка в повседневной жизни. Если ребенок ударился, пожалейте его, поглаживая ушибленное место (колено, голову) и комментируйте происходящую ситуацию: «Болит голова, ударился». Когда боль немного прошла, возьмите руку ребенка и направьте ее в сторону места ушиба, царапины и дайте ребенку подсказку: «ударился, больно». Когда ребенок повторил, снова пожалейте его. Каждый раз, когда ребенок ударился или поцарапался, повторяйте подобный алгоритм действий, чтобы он сам смог сообщать о боли.
Сообщение об усталости.
Цель: формирование умения сообщить об усталости.
Стимульный материал: отсутствует.
Ход занятий: Дайте ребенку задание, требующее длительного времени для выполнения. Подождите, когда у него начнут проявляться первые признаки утомления, пресыщения деятельностью. Тогда, глядя на ребенка, прокомментируйте его состояние: «Устал». Подождите, когда ребенок повторит комментарий и дайте ему возможность отдохнуть в качестве вознаграждения. Многократно повторяйте упражнение до тех пор, когда ребенок сможет самостоятельно сообщать об усталости.
© 2023, Тупикина Марина Валериевна 534