СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков используются учебники, тетради, компьютер, то есть, индивидуальные средства обучения. Благодаря интерактивным методам происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся. При этом каждый несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала.
К интерактивным методам относятся:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания;
- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
- уроки-экскурсии;
- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;
- занятия, направленные на творческое развитие
– уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;
- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов
«дерево решений» и «мозговой штурм» (приложение 2).
Вспомним слова китайского философа - просветителя Конфуция, сказанные более 2400 лет назад:
То, что я слышу, я забываю
То, что я вижу, я помню
То, что я делаю, я понимаю
В подтверждение этих слов можно привести данные исследований, проведённых в наше время, о зависимости степени усвоения материала от метода преподавания:
- 5% усвоения – лекция;
- 10% усвоения - чтение учебного материала;
- 20% усвоения – видео / аудио материалы;
- 30% усвоения – демонстрация;
- 50% усвоения – работа в дискуссионных группах;
- 75% усвоения – практика через действие;
- 90% усвоения – обучение других путём использования полученных знаний.
Как итог вышеизложенного очевидно, что, если мы хотим добиться от слушателей максимально возможного усвоения учебного материала по своей дисциплине, то сама жизнь подталкивает нас к использованию инновационных технологий.
Наличие инновационного потенциала педагога определяют следующие факторы:
- творческая способность генерировать новые идеи;
- высокий культурно-эстетический уровень, образованность, интеллектуальная глубина и разносторонность интересов;
- открытость личности педагога новому и восприятию различных идей, мнений, взглядов, концепций, основанных на толерантности личности, гибкости и широте мышления.
Можно выделить следующие критерии готовности преподавателя школы к инновационной педагогической деятельности:
- осознание необходимости инновационной деятельности;
- готовность к творческой деятельности относительно нововведений в вузе;
- уверенность в том, что усилия, направленные на нововведения, принесут положительный результат;
- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
- готовность к преодолению творческих неудач;
- органичность сочетания инновационной деятельности, личной, профессиональной и педагогической культуры;
- уровень психолого-педагогической и методической готовности к инновационной деятельности;
- позитивное восприятие, переосмысление своего прошлого опыта и его привлечение к разработке инновации;
- способность к профессиональной рефлексии.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми необходимо: Ø четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе; Ø уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации; Ø согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; Ø учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации; Ø анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА 1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование. 2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или дается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями: • Разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации; • Рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации. Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему. 3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. 5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у учеников образных представлений, а на их основе – понятий.
© 2018, Машура Александр Владимирович 507