СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий

Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.

Л.Н.Толстой

Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутреннего управления.

У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение было не в тягость, а в радость.

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача состоит в том, чтобы заинтересовать своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и учителя.

Таким образом, современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Для реализации инновационной образовательной программы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровье сберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-метод». Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.

Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

- включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

- групповые, дискуссионные формы работы;

-возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

-возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;

-презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели)

-рефлексия результата и процесса.

Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в профессионально-ориентированном обучению и на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!». Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на деятельной основе и ориентированный на развитие личности обучаемого.

Целью и смыслом современного образования становится развитие слушателя как субъекта познавательной деятельности. Решение этой задачи требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, что связано с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Чтобы решать задачи, поставленные ФГОС, преподавателю необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания. Важнейшим из этих качеств является готовность организовать свою познавательную деятельность. Главным качеством субъектов познавательной деятельности является активность и самостоятельность в усвоении и применении знаний. Казалось бы, в этом положении нет ничего нового. Но как на практике часто выглядит самостоятельная работа ученика? Учитель разъясняет задание, показывает образец его выполнения. При этом самостоятельность ученика проявляется лишь в том, что он сам списывает текст, решает типовую задачу или применяет правило по образцу. Истинная самостоятельность в другом, в готовности планировать свою работу, находить и применять рациональные для себя способы её выполнения.

Например, осваивая новый материал, ученик может просто прочитать и выучить текст учебника, т.е. использовать наименее эффективный приём, рассчитанный на запоминание; может составить план ответа, т.е. выявить логику изложения материала; может представить материал в форме таблицы или схемы, т.е. направить усилия на перевод информации из одной знаковой системы в другую с целью выявления внутренних связей, установления системы понятий. Важным качеством субъекта познавательной деятельности является готовность контролировать себя на всех этапах работы, оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Современный преподаватель должен владеть личностно – ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психологическом развитии.

Педагогическая мастерская.

Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

- обращение к личности, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;

- интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;

- свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между преподавателем и учащимися: в мастерской с её участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием его алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из её участников будет выполнять задания по- своему, исходя из своих знаний, умений интересов.

Целевые ориентации данной технологии:

- предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;

- умение самостоятельно решать творческие задачи.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общая структура построения деятельности. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунки предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природным материалом, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Одной из значимых технологий современного образовательного процесса является технология проектного обучения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определённая сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их над предметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации проектного обучения заключаются в создании условий, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Проекты могут быть различными по содержанию, по форме организации, по уровню усвоения учебного материала.

В современном обществе стремительно происходит информатизация образования, создающая огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес к знаниям. Проблема развития интересов учащихся как никогда актуальна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее, необходимо как можно активнее обращаться к информационно-коммуникационным технологиям в образовательном процессе.

Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач образовательного процесса является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убеждаемся, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Категория: Всем учителям
22.01.2020 11:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!