© 2023, Марфутина Вера Петровна 172
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диалогическая форма общения – это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. Диалог, как любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является её продуктом.
В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации. Чаще всего стандартный диалог предполагает четкую закрепленность ролей (кассир – покупатель, врач – больной) и стереотипный языковой материал (формулы, клише). В совокупности они представляют собой мини-диалог на бытовую тему, выражения которого лучше выучить наизусть. Таковы, например, типичные реплики, употребляемые в магазине:
- Please, how much is this hat? – It is ten pounds.
Что касается свободных диалогов, то они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа (или обмен мнениями), дискуссия. В центре обучения в основном находится диалог-беседа, поскольку именно этот тип характерен для бытовой и учебно-трудовой сфер деятельности.
Не совсем правильно использовать такой вид упражнений для обучения ДФО как заучивание диалогов, причем больших (по теме). Этот вид упражнений остается, к сожалению, весьма распространенным. Что оно поистине совершенствует, так это произношение. На развитии же ДФО эта работа сказывается в очень малой степени.
Постоянное использование при формировании лексических и грамматических навыков условно-речевых упражнений (таких как: отражательные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения, конструктивные упражнения) снимает проблему обучения этому механизму при обучении ДФО.
Что касается упражнений в собственно диалогическом общении - использовать речевые упражнения, в которых используются различные опоры. Одним из эффективных видов опор, которые хотелось бы рекомендовать учителю, являются функциональные опоры. Методика использования их для обучения тактике диалогического общения разработана Т. У. Тучковой.
Функциональные опоры представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого из собеседников в предположительно необходимой последовательности. Вот примеры:
а) оба партнера получают общую задачу: „Докажите, что книгу. стоит прочесть";
|
согласие |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) задачи партнеров разные: I - „Объясни, почему ты не занимаешься зимним спортом"; II - „Убеди своего товарища в том, что зимним спортом заниматься стоит".
Возможны и другие варианты:
в) детерминирована тактика лишь одного партнера, другой находит ее самостоятельно;
г) тактика задана не жестко, как в указанных примерах, а намечены лишь отдельные задачи (функции);
д) собеседники сами выбирают себе стратегию общения, например в задании: „Как вы относитесь к экранизации книги.?", при этом тактика может быть задана и может отсутствовать;
е) второй партнер не знаком с тактикой первого и наоборот.
Приведенные каркасы диалогического общения называются функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых функций помогают говорящему только в тактическом плане, психологически. На первых парах можно подписывать под прямоугольниками и клише, и отдельные слова.
Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проделать следующую работу:
а) прочесть диалог (лучше — прослушать фонограмму с опорой на текст);
б) выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;
в) составить по функциям модель диалога;
г) воспроизвести по модели диалог;
д) изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего;
е) высказаться по измененной модели.
В общем, такой комплекс достаточно провести несколько раз, чтобы учащиеся поняли суть того, чему необходимо научиться.
© 2023, Марфутина Вера Петровна 172