СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение диалогической форме общения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалогическая форма общения – это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. Диалог, как любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является её продуктом.

В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации. Чаще всего стандартный диалог предполагает четкую закрепленность ролей (кассир – покупатель, врач – больной) и стереотипный языковой материал (формулы, клише). В совокупности они представляют собой мини-диалог на бытовую тему, выражения которого лучше выучить наизусть. Таковы, например, типичные реплики, употребляемые в магазине:

- Please, how much is this hat? – It is ten pounds.

Что касается свободных диалогов, то они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа (или обмен мнениями), дискуссия. В центре обучения в основном находится диалог-беседа, поскольку именно этот тип характерен для бытовой и учебно-трудовой сфер деятельности.

Не совсем правильно использовать такой вид упражнений для обучения ДФО как заучивание диалогов, причем больших (по теме). Этот вид упражнений остается, к сожалению, весьма распространенным. Что оно поистине совершенствует, так это произношение. На развитии же ДФО эта работа сказы­вается в очень малой степени.

Постоянное использование при формирова­нии лексических и грамматических навыков условно-речевых упражне­ний (таких как: отражательные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения, конструктивные упражнения) снимает проблему обучения этому механизму при обучении ДФО.

Что касается упражнений в собственно диалогическом общении - использовать речевые упражнения, в которых используются различные опоры. Одним из эф­фективных видов опор, которые хотелось бы рекомендовать учителю, являются функциональные опоры. Методика использования их для обучения тактике диалогического общения разработана Т. У. Туч­ковой.

Функциональные опоры представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого из собеседников в предположительно не­обходимой последовательности. Вот примеры:

а) оба партнера получают общую задачу: „Докажите, что книгу. стоит прочесть";

Общая рекомендация

согласие

аргументация

дополнение

дополнение

оценка

б) задачи партнеров разные: I - „Объясни, почему ты не занимаешь­ся зимним спортом"; II - „Убеди своего товарища в том, что зимним спортом заниматься стоит".

Возможны и другие варианты:

в) детерминирована тактика лишь одного партнера, другой находит ее самостоятельно;

г) тактика задана не жестко, как в указанных примерах, а намечены лишь отдельные задачи (функции);

д) собеседники сами выбирают себе стратегию общения, например в задании: „Как вы относитесь к экранизации книги.?", при этом тактика может быть задана и может отсутствовать;

е) второй партнер не знаком с тактикой первого и наоборот.

Приведенные каркасы диалогического общения называются функ­циональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых функций помогают говорящему только в тактическом плане, психологически. На первых парах можно подписывать под прямо­угольниками и клише, и отдельные слова.

Когда функциональные опоры применяются впервые, нужно проде­лать следующую работу:

а) прочесть диалог (лучше — прослушать фонограмму с опорой на текст);

б) выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

в) составить по функциям модель диалога;

г) воспроизвести по модели диалог;

д) изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говоря­щего;

е) высказаться по измененной модели.

В общем, такой комплекс достаточно провести несколько раз, чтобы учащие­ся поняли суть того, чему необходимо научиться.

27.02.2023 14:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП