Проект
«Чудесная гжель»
Внеурочная деятельность
Автор проекта:
учитель начальных классов первой
категории В.А.Евстифеева
ПРОЕКТ «Чудесная гжель»
Внеурочная деятельность младших школьников.
Руководитель проекта: учитель начальных классов первой категории
В.А.Евстифеева
Состав учащихся: учащиеся 1 «В» класса.
Тип проекта по виду деятельности: творческий
Тип проекта по типу предметно-содержательной области: межпредметный.
Тип проекта по количеству участников: коллективный
Тип проекта по продолжительности проведения: 4 месяца (сентябрь-декабрь)
Цель проекта:
Расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве на примере гжельской росписи, организация условий для творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования младших школьников.
Задачи проекта:
1. формирование графических умений, развитие чувство композиции, ритма;
2. развитие умений и навыков самостоятельного творческого труда
3. приобретение коммуникативной компетенции:
Методы исследования:
• поисково-исследовательский
• методической литературы по проблеме;
• педагогическое наблюдение;
• беседа;
• практический
•
Проблема исследования:
развитие мелкой моторики, путем рисования элементов узора гжели.
Основное содержание проекта:
проектная деятельность позволяет раскрыть
индивидуальные способности детей и даёт возможности для раскрытия своего личностного потенциала: попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат.
Выполняя проект, должна сформировать в своих учащихся множество качеств, которыми может быть наделен ученик:
• ответственность и адаптируемость
• коммуникативность в устном, письменном, мультимедийном контексте;
• толерантность;
• креативность;
• умение сотрудничать;
• способность к критическому мышлению;
• умение выявить, проанализировать и решить проблему.
Ресурсы:
• материальные - справочная, научная литература, репродукции картин, видеоролики, презентации;
• человеческие – группа уч-ся 1 «В» класса, классный руководитель В.А. Евстифеева.
• временные – сентябрь – декабрь 2010 года.
Предполагаемый продукт проекта:
Выставка изделий из бумаги с гжельской росписью.
Актуальность.
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные компетенции. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
Актуальность проекта заключается в том, что, можно организовать работу в группах, парах, индивидуально. Это способствует развитию фантазии, творчеству, мелкой моторики руки, вырабатывает усидчивость, волю, умение доводить начатое до конца; развивает зрительно - образную память, цветоощущение, эмоционально-эстетическое отношение к предметам, приобщает ребенка к истокам народного искусства.
Проект позволяет детям принимать участие в конкурсах, выставках различного уровня.
Дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями (это содержательное основание полноценного общения).
Проект разработан с учётом индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.
Учащиеся, родители видят, чем занимаются, и что умеют делать «так красиво» наши маленькие художники.
Этапы организации творческой деятельности.
Подготовительный этап:
Беседа, тематические классные часы, просмотр видеофильмов.
Технологический:
Изготовление изделий, роспись изделия
Заключительный этап:
Выставка детских работ.
Подготовительный этап.
Провели опрос учащихся и родителей по вопросу:
Нужны ли знания о народных промыслах детям?
Конечно да -76 %
Скорее да чем нет 20%
Затрудняюсь ответить 4 %
Пользуясь средствами Интернета и фондами библиотеки, собрали информацию о данном виде промысла.
Для того чтобы заинтересовать и увлечь детей креативной деятельностью во внеурочное время необходимо провести 2-3 вводных занятия, на которых необходимо показать, чем они будут заниматься. На этих занятиях дети раскрашивали простые гжельские узоры.
Овладевали техникой росписи основных гжельских орнаментов. На следующих занятиях учились изготавливать и расписывать сувениры.
Занятия проводятся в форме беседы, с применением наглядного материала: таблицы, видеоролики, презентации.
Технологический этап.
Для того, чтобы успешно реализовать проект необходимо организовать работу детей с максимальным комфортом, положительными эмоциями.
Для развития мелкой моторики включала на каждое занятие пальчиковую гимнастику. (приложение)
Открыли мастерскую «Гжель», знакомились с элементами росписи, изготавливали сувениры и их расписывали.
Когда дети рассматривают образцы, то я задаю им вопросы о композиции рисунков, прошу их сравнить и выделить особенности росписи, найти оживляющие элементы (завитки и усики). Когда дети расписывают изделия, а обращаю их внимание на точность выполнения, одинаковое расстояние между элементами узора.
При изготовлении часов необходимо обратить внимание на то, что часы расписаны геометрическим орнаментом, на ритмические повторения в узоре, прошу показать знакомые элементы росписи.
Стрелки на часах можно прикрепить с помощью нитки и иголки. И использовать на уроках математики при изучении темы «Время».
Изготавливая сувениры «Рыба», «Лебедь» учащиеся узнают о многообразии подводного мира, о животном мире Байкала.
При изготовлении конфетницы предлагаю поиграть в игру «Где что лежит?». Задаю вопросы: где хранится сахар, чай, молоко, компот, конфеты. После игры ребятам предлагаю сделать конфетницу и расписать.
Прежде чем расписать барышень знакомлю детей с русским и бурятским костюмом. При росписи сувенира обращаю внимание на то, что у детали есть лицо и спина. Чтобы куклы крепко держались вместе, их нужно склеить за рукава.
Учащиеся рассматривают гжельскую посуду, выделяют основные элементы росписи и делают из бумаги чашку и блюдце. Проводится беседа по правилам поведения за столом.
Коллективная работа представлена изразцовой плиткой. Учащиеся самостоятельно рисуют розу в центре изразца. Затем из плитки составляют камин, оформляют его пламенем из оранжевой бумаги.
Этот этап состоит из 16 занятий. На занятиях учащиеся овладевают практическими навыками: владение ножницами, умением работать с клеем, приёмам росписи кистью, работать по эскизу, выделять основные элементы орнамента, отмечать композиционное расположение элементов рисунка, изготавливать изделия, гармонично заполнять росписью лист, работать в коллективе, рассматривать работы друг друга, выделять наиболее удачные, отличать гжельские изделия от других.
План.
№ Тема занятия.
1-2 Вводное занятие
3-4 Кольца для салфеток
5-6 Часы
7-8 Рыба
9-10 Лебедь
10-11 Конфетница
11-12 Барышни
13-14 Чашка
15-16 Изразцовая плитка
Заключение.
Исследования по данной теме дают большие возможности для изучения быта и традиций русского народа. Учащиеся могут лучше познакомиться с жизнью своего народа, связать древние образы и символы с современной жизнью, проследить развитие народного промысла на протяжении веков и по-настоящему увлечься народным искусством.
Изделия с изображениями Гжели привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатое фантазией и гармоничностью. Образ Гжели используют в разных сферах деятельности: в новогоднем костюме Деда Мороза, ёлочные игрушки, на компьютерной мыши, на тканях фабрики Трёхгорная мануфактура, существует академический ансамбль танца «Гжель», созданный в честь юбилея народного промысла.
Данная проектная работа имеет обширные межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, информационные технологии. Это раскрывает перед учащимися дополнительные возможности личностного и интеллектуального развития.
В ходе реализации проекта младшие школьники оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их разными способами, в том числе и посредством новых знаний, которые самостоятельно нужно добывать для реализации цели. Приобщение к миру прекрасного способствует развитию важных качеств человека: патриотизма, коммуникабельность,гумманность.
Детям нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития е традиций.
Каждому ученику дана возможность почувствовать себя в роли мастера
После проектной деятельности ребята поделились впечатлениями:
• Я узнала технологию изготовления гжели (Зимина Диана)
• Гжель доставляли к царскому двору (Киселёв Олег)
• Я научилась отличать настоящую гжель от подделки (Зарубина Ксения)
• Мы научились росписи Гжель (Борисов Матвей)
• Я узнала, что гжель расписывают чёрной краской , а потом окунают в перламутровый раствор и она становится синей. (Цыренова Сэсэг)
• Смесь для изготовления гжели ШЛИКЕР, её заливают в формы из гипса. (Архипов Егор)
• Бывают гжельские сувениры и собирают даже коллекции (Ларионова Ольга)
• Мы научились добывать информацию из разных источников (Радионова Виолетта)
• Настоящую гжель делают в Турыгино, Фенино, Бахтеево,Трошково (Линейцева Олеся)
Смета проекта.
(на 1 человека)
№ Материал Стоимость
1 Бумага 225руб.
2 Клей ПВА 22руб
3 Гуашь 90руб
Итого: 337руб
Литература.
1. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе.
2. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
3. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.