СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
В 7 классt продолжается развитие речевых умений диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога — побуждения к действию, начинается овладение умени ем диалога — обмена мнениями.
Диалог этикетного характера — начинать, поддерживать разговор, деликатно выходить из разговора, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться. Объем диалога — 3 реплики со стороны каждого учащегося.
Диалог-расспрос — запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто?, что?, где?, когда?, куда?, как, с кем?, почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать. Объем диалогов — до 4 реплик с каждой стороны.
Диалог — побуждение к действию — обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать / не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие. Объем диалога— 3 реплики с каждой стороны.
Диалог — обмен мнениями — выражать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением собеседника;
высказывать одобрение/неодобрение относительно мнения партнера. Объем диалогов— 3 реплики со стороны каждого участника общения.
Монологическая речь
Высказывания о фактах и событиях с использованием таких типов речи, как повествование, сообщение, описание;
изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; выражение своего мнения в связи с прочитанным и прослушанным текстом; сообщения по результатам проведенной проектной работы. Объем монологического высказывания — 8—10 фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста). При этом предусматривается овладение следующими умениями:
_ понимать тему и факты сообщения;
_ вычленять смысловые вехи;
_ понимать детали;
_ выделять главное, отличать главное от второстепенного;
_ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Время звучания текстов для аудирования— 1—1,5 минуты.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для 7—8 классов, отражающее особенности культуры Великобритании, США.
Объем текстов для ознакомительного чтения — 400—500 слов без учета артиклей.
Предполагается формирование следующих умений:
_ понимать тему и основное содержание текста (на уровне фактологической информации);
_ выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
_ вычленять причинно-следственные связи в тексте;
_ кратко и логично излагать содержание текста;
_ оценивать прочитанное, сопоставлять факты в различных культурах.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных материалах, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:
_ полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования словаря;
_ кратко излагать содержание прочитанного;
_ интерпретировать прочитанное — выражать свое мнение, соотносить прочитанное со своим опытом.
Объем текстов для чтения с полным пониманием — 250 слов без учета артиклей.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.
Письменная речь
На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие следующих умений:
_ делать выписки из текста;
_ составлять план текста;
_ писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес);
_ заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;
_ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность).
Объем личного письма составляет 50—60 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов и навыки их применения на основе изученного лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного с точки зрения принципа аппроксимации произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдение ударения в словах и фразах, смысловое ударение. Смысловое деление фразы на синтаг-
мы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
К концу 7 класса лексический продуктивный минимум учащихся должен составлять 800 единиц, т. е. еще 400 лексических единиц дополнительно к 400, усвоенным в 5—6 классах, включая устойчивые сочетания и речевые клише. Общий объем лексики, предназначенной для продуктивного и рецептивного усвоения (при чтении и аудировании), 1200 лексических единиц.
На втором этапе обучения происходит овладение следующими словообразовательными средствами:
_ аффиксация (суффиксы для образования существительных -tion, -ance/-ence, -ment, -ist, -ism; суффиксы для образования прилагательных -less, -ful, -ly; суффикс –ly, для образования наречий, а также префикс un- для образования прилагательных и существительных с отрицательным значением (unselfish, unhappiness) и over- со значением «чрезмерный» для образования существительных, глаголов и прилагательных [overpopulation, overeat, overtired]);
_ конверсия (образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы: chocolate — chocolate cake; supper — to supper). Дальнейшее усвоение синонимических рядов с акцентом на дифференциальные признаки изучаемых единиц, групп, рядов.
Знакомство с лексической стороной американского варианта английского языка в сопоставлении с британскими аналогами (appartment— flat; fall— autumn).
Знакомство с прилагательными и глаголами, управляемыми предлогами (to border on, to be afraid of, to be sure of, to be good at etc).
Различение единиц little/a little и few/a few, а также not many/not much для выражения различного количества.
Использование лексем so, such в качестве интенсификаторов (so beautiful, such a nice song).
Различия в семантике и употреблении единиц another, other(s), the other(s).
Знакомство с речевыми клише для:
_ выражения предпочтения (likes & dislikes);
_ выражения удивления;
_ выражения пожеланий и поздравлений;
_ объяснения, что и как следует делать, инструктирования кого-либо;
_ выражения предложения и соответствующих реакций на него;
_ выражения собственного мнения.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
_ исчисляемые и неисчисляемые имена существительные.
Переход неисчисляемых имен существительных в разряд исчисляемых с изменением значения субстантивов (glass — a glass; paper— a paper);
_ имена существительные, употребляемые только во множественном числе (shorts, jeans, pyjamas, clothes etc);
_ имена существительные, употребляемые только в единственном числе (money, news etc);
_ особые случаи образования множественного числа существительных:
а) foot — feet, tooth — teeth, goose — geese, child — children,
deer — deer, sheep — sheep, fish — fish;
б) имена существительные, оканчивающиеся на -s, -x, -ch,
-sh, -f, -y (bus — buses, box— boxes, wolf — wolves, lady—
ladies etc);
_ употребление артиклей с географическими названиями, названиями языков, наций и отдельных их представителей;
_ употребление нулевого артикля перед существительными school, church, hospital etc в структурах типа to go to school.
Местоимение:
_ возвратные местоимения (myself, himself etc);
_ абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, ours etc);
_ отрицательное местоимение nо и его эквиваленты not a, not any;
_ местоимения any, anybody в значении «любой, всякий»;
_ местоимения some, somebody, something в вопросах, по сути являющихся просьбой или предложением.
Имя прилагательное:
_ степени сравнения прилагательных (односложных и многосложных, включая двусложные, оканчивающиеся на -y, -er, -ow);
_ супплетивные формы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных (good— better — best, bad— worse— worst);
_ сравнение прилагательных в структурах as. as; not so/as. as, а также в конструкциях the more/longer. the more/less.
Имя числительное:
_ порядковые числительные, в том числе и супплетивные формы (first, second etc);
_ количественные числительные для обозначения порядка следования и нумерации объектов/субъектов (Room 4).
Наречие:
_ наречия времени just, already, never, ever, yet, before, lately etc и их место в предложении.
Глагол:
_ временные формы past simple (вопросы и отрицания), future simple, past progressive, present perfect (durative and resultative), present perfect progressive, past perfect;
_ рассмотрение времен present perfect/past simple, past simple/past progressive, past simple/past perfect, present perfect/present perfect progressive, present perfect/past perfect в оппозиции друг к другу;
_ сопоставление времен present progressive, future simple и оборота to be going to для выражения будущего;
_ модальные глаголы may, must, should, need и обороты have to, be able to для передачи модальности;
_ глаголы, не употребляющиеся в продолженных формах (know, understand, want, have etc);
_ инфинитив в функции определения (water to drink, food to eat etc);
_ конструкция used to do something для выражения повторяющегося действия в прошлом;
_ конструкция Shall I do something? для предложения помощи и получения совета;
_ структура have got для выражения обладания и ее сопоставление с глаголом to have;
_ глаголы to look, to seem, to appear, to taste, to sound, to smell в качестве связочных глаголов (The music sounds loud.);
_ перевод прямой речи в косвенную; согласование времен, если глагол, который вводит прямую речь, стоит в прошедшем времени; глагольные формы времени future in the past;
_ глагольные формы в present simple passive, past simple passive, future simple passive;
_ глаголы, управляемые предлогами в пассивном залоге (to be laughed at, to be sent for etc);
_ глаголы с пассивным инфинитивом (must be operated, can be translated etc);
_ различие в употреблении глаголов to be и to go в грамматическом времени present perfect (He has been there. He has gone there.).
Синтаксис
_ Восклицательные предложения (What wonderful weather we are having today! How wonderful the weather is!);
_ побудительные предложения с глаголом let (Let’s do it! Don’t let’s do it!);
_ придаточные предложения, вводимые союзами who, what, whom, which, whose, why, how;
_ придаточные предложения времени и условия с союзами и вводными словами if, when, before, after, until, as soon as и особенности пунктуации в них;
_ использование глагола в present simple в придаточных предложениях времени и условия для передачи будущности, в отличие от изъяснительных придаточных (If they go to Moscow, they Will be able to do the sightes of the city./I don’t know if they will go to Moscow.);
_ вопросы к подлежащему, а также разделительные вопросы в предложениях изъявительного наклонения.
Социокультурная компетенция
На втором этапе обучения страноведческий материал значительно расширяется и приобретает не только информационный, но и обучающий характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содержат в себе страноведческую информацию. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство:
_ с государственной символикой;
_ с достопримечательностями Великобритании и США;
_ с праздниками, традициями и обычаями проведения праздников: Рождества, Пасхи, Нового года, Дня святого Валентина, Дня благодарения и т. п. в Великобритании и США;
_ с известными людьми и историческими личностями;
_ с системой школьного и высшего образования;
_ с географическими особенностями и государственным устройством США;
_ с культурной жизнью стран изучаемого языка, их литературой и кинематографом;
_ с любимыми видами спорта;
_ с флорой и фауной;
_ с английскими народными песнями.
Дальнейшее формирование лингвострановедческой компетенции предполагает:
_ знакомство с различными видами национально-маркированной лексики: реалиями, фоновой и коннотативной лексикой и овладение умением сопоставлять культурологический фон соответствующих понятий в родном и английском языке, выделять общее и уметь объяснить различия (например,
первый этаж — ground floor (BrE), first floor (AmE);
_ овладение способами поздравления с различными общенациональными и личными праздниками;
_ овладение способами сделать свою речь более вежливой;
_ овладение способами решения определенных коммуникативных задач в английском языке: выражения предпочтения и неприятия, удивления, инструктирования, выражения предложений, их принятия и непринятия, выражения своей точки зрения, согласия и несогласия с ней.
Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога культур, что создает условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре в процессе сопоставления и комментирования различий в культурах.
Компенсаторная компетенция
Учащиеся овладеют такими компенсаторными умениями говорения как умение
_ употреблять синонимы;
_ описывать предмет, явление;
_ обращаться за помощью;
_ задавать вопрос;
_ переспрашивать.
Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения. Учащиеся будут уметь:
_ пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
_ пользоваться подстрочными ссылками, двуязычным словарем.
Учебно-познавательная компетенция
В процессе обучения английскому языку в 7 классе у учащихся будет сформировано умение самостоятельно добывать знания из различных источников. Учащиеся овладеют следующими умениями:
_ работать с двуязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой;
_ выполнять различные виды упражнений из учебника и рабочей тетради;
_ выполнять контрольные задания в формате ЕГЭ;
_ участвовать в проектной работе, оформлять ее результаты в виде планшета, стенной газеты, иллюстрированного альбома и т.п.
© 2015, Веретенникова Екатерина Александровна 390