© 2025 87
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие критического мышления младших школьников на уроках математики Абрамова Валерия Олеговна учитель начальных классов ⸻
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников посредством технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках математики. Приводятся конкретные приёмы и задания, направленные на развитие речевых и коммуникативных навыков учащихся. Даются методические рекомендации по применению технологии в рамках урочной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, ТРКМ, начальная школа, урок математики, критическое мышление, групповая работа, диалог.
⸻
Введение
Современные образовательные стандарты акцентируют внимание не только на предметных результатах, но и на формировании универсальных учебных действий, особенно коммуникативных. Для младшего школьника это важнейший навык, влияющий на успешность обучения, взаимодействие со сверстниками и формирование личности. Одной из эффективных педагогических технологий, способствующих формированию коммуникативных УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
⸻
Теоретические основы
Коммуникативные УУД включают в себя следующие умения: – формулировать собственное мнение и позицию, – слушать собеседника и вести диалог, – работать в паре и группе, – задавать вопросы и уточнять информацию, – договариваться и принимать решения совместно.
Технология развития критического мышления строится на трёх этапах: 1. Вызов – активизация имеющихся знаний, постановка цели. 2. Осмысление – работа с новой информацией. 3. Рефлексия – обобщение, обсуждение, оценка полученного опыта.
Каждый этап насыщен коммуникативными ситуациями, что делает ТРКМ эффективным инструментом формирования УУД.
⸻
Примеры заданий на уроках математики по этапам ТРКМ
Этап I. Вызов
Задание 1. Мозговой штурм (Тема: «Сложение и вычитание») Ученики по кругу называют, где в жизни встречаются примеры сложения. Учитель или ученик-секретарь записывает ответы на доске. Затем проводится обсуждение. → Развиваются навыки слушания, построения фраз, высказывания мнения.
Задание 2. Верные/неверные утверждения Пример: – «7 + 2 = 10» – «8 – 3 = 5» Учащиеся в парах обсуждают, верно ли это и обосновывают. → Формируются навыки аргументации и диалога.
⸻
Этап II. Осмысление
Задание 3. Работа по методу “Зигзаг” Группы решают разные задачи, затем обмениваются представителями и объясняют решение другим. → Отрабатываются навыки аргументации, объяснения, взаимопомощи.
Задание 4. «Инсерт» — чтение задачи с пометками – «+» — знаю – «–» — новое – «?» — не понял – «!» — удивило После чтения дети обсуждают метки в парах. → Развиваются умения задавать вопросы, уточнять, обсуждать.
⸻
Этап III. Рефлексия
Задание 5. Синквейн по теме “Число” Пример: Число Натуральное, целое Считаем, делим, складываем Нужны для всех вычислений Математика
Задание 6. Таблица «Плюс – Минус – Интересно» Ученики анализируют урок в группах: | Плюс | Минус | Интересно | → Обсуждают, что запомнилось, что показалось трудным.
⸻
Заключение
Применение технологии развития критического мышления на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить формы работы, но и активно формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников. Это делает процесс обучения не только продуктивным, но и живым, включающим каждого ребёнка в совместную деятельность.
⸻
Список литературы 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. — М.: БИНОМ, 2010. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2005. 3. Гилев В.Ф. Технология критического мышления как средство развития личности школьника. — М.: Педагогический поиск, 2012. 4. Куревина Т.А. Формирование коммуникативных УУД младших школьников // Начальная школа, №3, 2018. 5. Бурда С.Н.Развитие критического мышления младших школьников на уроках // Начальная школа плюс До и После, №2, 2019
© 2025 87