СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие критического мышления младших школьников на уроках математики Абрамова Валерия Олеговна учитель начальных классов ⸻

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников посредством технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках математики. Приводятся конкретные приёмы и задания, направленные на развитие речевых и коммуникативных навыков учащихся. Даются методические рекомендации по применению технологии в рамках урочной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, ТРКМ, начальная школа, урок математики, критическое мышление, групповая работа, диалог.

Введение

Современные образовательные стандарты акцентируют внимание не только на предметных результатах, но и на формировании универсальных учебных действий, особенно коммуникативных. Для младшего школьника это важнейший навык, влияющий на успешность обучения, взаимодействие со сверстниками и формирование личности. Одной из эффективных педагогических технологий, способствующих формированию коммуникативных УУД, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Теоретические основы

Коммуникативные УУД включают в себя следующие умения: – формулировать собственное мнение и позицию, – слушать собеседника и вести диалог, – работать в паре и группе, – задавать вопросы и уточнять информацию, – договариваться и принимать решения совместно.

Технология развития критического мышления строится на трёх этапах: 1. Вызов – активизация имеющихся знаний, постановка цели. 2. Осмысление – работа с новой информацией. 3. Рефлексия – обобщение, обсуждение, оценка полученного опыта.

Каждый этап насыщен коммуникативными ситуациями, что делает ТРКМ эффективным инструментом формирования УУД.

Примеры заданий на уроках математики по этапам ТРКМ

Этап I. Вызов

Задание 1. Мозговой штурм (Тема: «Сложение и вычитание») Ученики по кругу называют, где в жизни встречаются примеры сложения. Учитель или ученик-секретарь записывает ответы на доске. Затем проводится обсуждение. → Развиваются навыки слушания, построения фраз, высказывания мнения.

Задание 2. Верные/неверные утверждения Пример: – «7 + 2 = 10» – «8 – 3 = 5» Учащиеся в парах обсуждают, верно ли это и обосновывают. → Формируются навыки аргументации и диалога.

Этап II. Осмысление

Задание 3. Работа по методу “Зигзаг” Группы решают разные задачи, затем обмениваются представителями и объясняют решение другим. → Отрабатываются навыки аргументации, объяснения, взаимопомощи.

Задание 4. «Инсерт» — чтение задачи с пометками – «+» — знаю – «–» — новое – «?» — не понял – «!» — удивило После чтения дети обсуждают метки в парах. → Развиваются умения задавать вопросы, уточнять, обсуждать.

Этап III. Рефлексия

Задание 5. Синквейн по теме “Число” Пример: Число Натуральное, целое Считаем, делим, складываем Нужны для всех вычислений Математика

Задание 6. Таблица «Плюс – Минус – Интересно» Ученики анализируют урок в группах: | Плюс | Минус | Интересно | → Обсуждают, что запомнилось, что показалось трудным.

Заключение

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить формы работы, но и активно формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников. Это делает процесс обучения не только продуктивным, но и живым, включающим каждого ребёнка в совместную деятельность.

Список литературы 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. — М.: БИНОМ, 2010. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2005. 3. Гилев В.Ф. Технология критического мышления как средство развития личности школьника. — М.: Педагогический поиск, 2012. 4. Куревина Т.А. Формирование коммуникативных УУД младших школьников // Начальная школа, №3, 2018. 5. Бурда С.Н.Развитие критического мышления младших школьников на уроках // Начальная школа плюс До и После, №2, 2019

11.04.2025 15:20


© 2025 86

Рекомендуем курсы ПК и ПП