СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по серии последовательных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет по серии последовательных уроков

Размышление развивается в проблемной ситуации

Когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л.Выготский)

Реализация по внедрению в практику идей семи модулей Программы, заставила меня максимально активизировать полученные знания первого этапа «Лицом к лицу». Как и при решении любых возникающих сложностей, для реализации полученных знаний я попыталась взглянуть на процесс внедрения со стороны. Я сразу начала представлять, как это все будет происходить, как примут ученики изменения преподавания, какой результат я ожидаю получить в итоге. Важным и самым сложным на начальном этапе практики – это составление среднесрочного планирования. Ведь для грамотной постановки цели на серию последовательных уроков и для получения продуктивного результата должны были быть учтены все ранее поставленные цели, цели каждого урока из серии. При этом компетентностный подход предполагает измеримость поставленной цели, то есть применение так называемых SMART-критериев. «Таким образом, при постановке цели актуален вопрос: как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог ответить, чему научился ученик (не «узнал», а «научился делать»!)? – («Формативное оценивание в обучении: SMART – цели и критерии успешности стр 10). Чтобы разработать планы серии последовательных уроков в контексте всех семи модулей Программы, требовалось изучение базового материала «Руководство для учителя». Идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны равно как и отдельные стратегии и подходы на занятиях. Внесение определенных изменений в практику, вызвали заинтересованность учеников, их родителей, а также со стороны коллег (в том числе – более опытных). Первым делом обратилась за консультацией к директору школы Балгушуковой А.К., прошедшей курсы 1 уровня, чтобы она со своей стороны поделилась опытом по организации учебного процесса, с внесенными изменениями в планирование. Учитель Горьковская Л.Л, прошедшая 3 уровень данной Программы, ознакомившись с составленным мною среднесрочного планирования, помогла доработать план. Замечанием было, сильное загромождение, внедрение множества различных стратегий и техник в планирование урока, что повлекло бы за собой нехватка времени. Пришлось также с учениками класса провести беседу, по поводу некоторых изменений которые будут внесены в процесс проведения урока. Ученики приняли предстоящие изменения положительно.

Новшеством для учеников, это создание в начале урока коллаборативной среды, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Это новшество ученики приняли на «Ура». Проведя, несколько уроков с созданием коллаборативной среды, можно сделать некоторые сравнения, если в начале ученики не хотели контактировать с некоторыми одноклассниками, то при частом проведении этот барьер был максимально минимализирован. В основу применения активных упражнений - развитие критического мышления. Ученики в ходе внедрения новшества в урок дает учащимся возможность анализировать, что-то создавать самим, оценивать полученные знания, сравнивать, обучать друг друга. Я и дальше планирую проводить подобные мероприятия. При работе в коллаборативной среде, время проходит незаметно, постоянная смена деятельности и новизна, непредсказуемость стимулируют мозговую активность. Важным моментом является то, что в процесс обучения вовлечены все. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». – Цадек Курт Левин.

В ходе проведения уроков, я обратила внимание на то, как я провожу опрос учащихся и моя реакция на их ответы. Раньше при постановке вопроса я ждала от ученика получить конкретный ответ. Ведь формулировка поставленного вопроса, не подразумевала размышления при ответе, ответ был основан на заучивании правил. Да и время ожидания ответа, было не выдержанно. При паузе ученика или я старалась дать подсказку для ответа, или учащиеся правильный ответ выкрикивали с места, тем самым не давая времени на осмысление вопроса и обдумывание ответа. Сейчас я вырабатываю у себя технику ожидания ответа «7 секунд», а остальным учащимся предоставляю возможность ответить на вопрос, но по истечении временного режима, при этом ученик поднимает сигнал светофора, демонстрируя тем самым то, что он знает правильный ответ, или же при ответе опрашиваемого может дополнить или корректировать ответ одноклассника. Вообще, я практически на всех уроках стала использовать технику «Светофор». Даже тогда когда учащийся выполняет задание на доске, остальные ученики, обнаружив неправильность или неточность выполненного задания без требований учителя, самостоятельно могут подать сигнал, тем самым демонстрируя наблюдательность в процессе работы и понимание материала. Данная техника формативного оценивания дает положительный результат, как для опрашиваемого, ведь увидев сигнал, он может исправить или поправить свой ответ, так и для наблюдателей.

В начале, работа в парах, вызвало у учащихся шквал эмоций: нежелание работать в паре с конкретным учеником; при работе каждый желал выступать в качестве лидера; пассивность одного из пары раздражало и возмущало второго; нежелание идти на компромисс друг с другом. Приходилось проводить беседу, по правилам работы в парах. Убеждать в том, что совместная работа будет гораздо плодотворней и эффективней если при работе они будут находить компромисс или же приводить такие доводы, чтобы убедить напарника в правильности своего ответа, или же неверности ответа напарника. Приведение доводов способствует развитию устной речи, а также заставляет критически размышлять для согласованности в парной работе. В начале, на выполнение задания ученикам предлагалось поделиться идеями по теме или ответить на вопрос, предварительно обсудив его в паре и представить общий ответ. При этом они не могли прийти к общему ответу, перебивая и исправляя ответы драг друга, то с частой практикой работы в паре, они стараются находить компромисс и представлять общий ответ, к которому они пришли при обсуждении в паре. Они стали понимать, что совместное обсуждение темы или же вопросов, дает им возможность быстрее выполнить задание. Конечно, было интересно выслушивать приводимые доводы, в правильности своего или же неверности чужого ответа, но объяснив то, что они должны все разногласия обсуждать в паре, парная работа стала намного эффективней.

«Название модуля «Обучение тому, как обучаться» согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метопознания» - («Руководство для учителя/Обучение тому, как учиться» стр 134). Для учащихся была предложена работа групповое оформление постера, которую ранее они не выполняли. Самостоятельно оформить постер учащиеся не смогут. Для достижения цели, им необходима помощь «значимого» (влиятельного) человека. На уроке учитель оказывает поддержку, работает как «рефлективный агент», который подведя учащихся к «Зоне ближайшего развития» - (Выготский, ЗБР есть расстояние между уровнем его актуального развития, установленным посредством самостоятельно решенных задач, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более способными учениками) и «устанавливая подмостки» - (Брунер, «подмостки» - это метафора, используемая для описания интерактивной поддержки, представляемой учителями, для того чтобы провести ученика по ЗБР и позволить ему выполнять задание, которое он не смог бы выполнить самостоятельно) «подталкивает» учеников к завершению выполнения задания. Так, оказав поддержку в работе учеников, работа по оформлению постера была завершена. Для совершенствования работы по оформлению постера или другого ранее выполняемого задания, роль «рефлективного агента» может выполнять ученик из категории учащихся «Талантливые и одаренные». Я предполагаю, что роль «рефлективного агента» таких учащихся, положительно скажется как на «агенте», так и на ученике которого ведут по ЗБР. Ведь талантливый и одаренный ученик «устанавливая подмостки», закрепляет свое понимание материала, а ученик, которого ведут по ЗБР, лучше примет помощь оказанную сверстником, ведь споря и сопротивляясь с ровесником, при понимании того что «агент» верно подвел его к решению задания, эта информация запомнится ему. «Важными могут быть три элемента саморегулируемого обучения (Perry et al, 2002): самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем». – (Руководство для учителя/Как учитель может стимулировать саморегулируемое обучение, стр 136).

Анализируя проделанную работу по серии последовательных уроков, при использовании идей модулей Программы, могу сказать что в работе прослеживается эффективность, как в понимании изучения нового материала, так и в его применении. На первом этапе «Лицом к лицу», знакомясь и изучая модули Программы, я не могла понять как ученикам младших классов, может помочь Программа «Эффективное обучение». Я была уверенна, что ученику начальных классов необходимо преподносить готовую информацию, которую он должен запомнить, надеясь, что он поймет все то, что я хотела донести до него, и может когда-нибудь сможет правильно применить полученные знания. «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека.

Но «Практика в школе» показала, что внедряя идеи модуля Программы в планирование уроков в начальной школе, дает положительный результат. Наблюдая, как с радостью и открытостью учащиеся принимают изменения, внедряемые в ход урока, как им все интересно, даже если не сразу, то постепенно они все вовлекаются в этот процесс, процесс нового урока, где главным является не только дисциплина и выполнение задания, согласно установленному учителем алгоритму. Им нравится, что они являются не только слушателями, а могут сами высказывать свое мнение по вопросу, заданию, при этом зная, что его выслушают, примут его точку зрения во внимание. Мне очень понравилось как в поиске правильного ответа, ученики дискуссируют, приводя каждый довод. Чем отличаются ученики начальной школы, так это своей открытостью и непосредственностью, поэтому они высказывают все то, что они действительно думают сами, как по отношению себя, так и по отношению друг к другу. Данный факт, положительно сказывается при взаимооценивании. Еще один важный момент в Программе, это развитие навыков саморегулирования и метопознания. Развитие подобных способностей у ребенка происходит в младшем возрасте. И я как учитель начальных классов, теперь четко понимаю, значимость вклада в эту область посредством высокопрофессионального применения педагогических приемов.

И самое главное, что я поняла из своей практики, ученик готов меняться и принимать что-то новое, надо только предоставить ему эту возможность.

Совершенствуя обучение других, даст и мне возможность совершенствоваться.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Диккенс Ч.

Литература

1. «Руководство для учителя»-2016

2. «Формативное оцениваниев обучении: SMART-цели и критерии успешности» - Астана, 2015

3. «Золотые цитаты об образовании и афоризмы об обучении» - http://www.poznaysebia.com/2012/10/12/

08.08.2018 22:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП