СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели; - по основному способу их проведения; - по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: - урок ознакомления с новым материалом; - урок закрепления изученного; - урок применения знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки и коррекции знаний и умений; - комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: - в форме беседы; - лекции; - экскурсии; - киноуроки; - самостоятельная работа учащихся; - лабораторные и практические работы; - сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: - вводные; - первичного ознакомления материалом; - образования понятий, установления законов и правил; - применения полученных правил на практике; - повторения и обобщения; - контрольные; - смешанные или комбинированные.
СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ
Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих 19 их типов: 1) урок ознакомления с новым материалом; 2) урок закрепления изученного; 3) урок применения знаний и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки и коррекции знаний и умений; 6) комбинированный урок; 7) урок-лекция; 8) урок-семинар; 9) урок-зачёт; 10) урок-практикум; 11) урок-экскурсия; 12) урок-дискуссия; 13) урок-консультация; 14) интегрированный урок; 15) театрализованный урок; 16) урок-соревнование; 17) урок с дидактической игрой; 18) урок - деловая игра; 19) урок - ролевая игра;
Эти уроки называем уроками основных типов. Следует отметить, что проявление данной системы уроков вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.
© 2015, Морозова Татьяна Михайловна 447