Методическое содержание урока:
1.Индивидуализация- заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, т.е. их жизненного опыта, мировоззрения, интересов. Одна и та же тема может обсуждаться по-разному с разными учениками.
Как обеспечить индивидуализацию?
- При планировании темы отобрать наиболее актуальные для данной группы проблемы;
- Использовать задания открытого типа, высокого уровня проблемности, т.е. такие, где есть возможность выразить свою точку зрения;
- Планировать опрос под конкретных учеников, используя различный жизненный опыт учащихся;
- Использовать индивидуальные домашние задания для учащихся, давая возможность учащимся проявить себя с лучшей стороны;
- Учитывать реальный уровень обученности школьников;
- Использовать различные режимы и формы работы на уроке;, обращая особое внимание на формирование групп, пар, распределение ролей.
2. Речевая направленность урока
Хороший урок иностранного языка идет на языке, но это не урок о языке. Важнее не знания, а уровень умения применять эти знания в реальном общении.
3. Ситуативность.
Существуют 3 основные группы ситуаций на уроке:
- Реальные- ограничены ролями «учитель-ученик»
- Проблемные- возникают тогда, когда существуют несколько различных точек зрения, эти ситуации создаются учителем
- Условные- моделируют реальные ситуации общения, охватывают различные типы речевого поведения.
Как создать условную ситуацию? Для этого нужно:
- Представить себе подобную ситуацию в реальном общении;
- Определить время и место подобной ситуации;
- Определить партнеров по общению и их характеры;
- Определить цель общения;
- Довести эту информацию до учащихся;
- С целью повышения мотивации сделать так, чтобы партнеры не знали, что включает в себя роль другого, т.е. создать информационный пробел.
- Функциональность (передать или запросить информацию, извиниться, похвалить, сравнить и т.д., при чтении- узнать новое, развлечься, уточнить детали, понять общий смысл, ответить на поставленный вопрос и т.д.)
- Новизна:
- новая ситуация;
- новая речевая задача;
- новый собеседник;
- новые формы общения (вопросно-ответные упражнения, лекции, диспуты, интервью, круглые столы, конференции, защита проектов, рецензирование, телемосты, ролевые игры, драматизация).
- Основные черты современного урока иностранного языка:
- Характер цели урока – решается целый комплекс целей одновременно, но целесообразно выделить ведущую практическую цель, именно она определяет весь последующий ход урока и характер домашнего задания. Цель – это и есть планируемый результат. На дом можно задавать лишь то, чему научили на уроке. Формулировка цели должна быть конкретной: формировать навыки поискового чтения( развивать догадку по контексту, умение выбрать главное, найти аргументы «за» и «против»)
- Адекватность упражнений цели урока.
- Последовательность упражнений (каждое предыдущее упражнение должно быть опорой для выполнения последующего, планировать урок от простого к сложному).
- Атмосфера общения. Речевая ценность урока. (д. б. доверительное общение).
- Образовательный и воспитательный потенциал урока (использовать межпредметные связи; любое задание делать значимым в смысловом отношении)
- Комплексность урока. ( на уроке ИЯ формируются практически все языковые и речевые навыки; любой урок может быть уроком контроля без очевидного контроля и уроком повторения без видимого повторения ).
- Урок как звено в цепи уроков ( лучше планировать не отдельно взятый урок, а всю тему, чтобы четко представлять реализацию итоговых задач).
- Позиция отдельных учеников на уроке. Здесь следует обратить внимание на следующее:
- все ли ученики включены в одинаковой степени в процесс обучения и общения;
-как учитываются индивидуальные особенности учеников;
-насколько на уроке поощряется и формируется самостоятельность и творчество;
-делегирует ли учитель часть своих полномочий ученикам;
-как учитель моделирует поведение лидеров;
-насколько ученики мотивированы изучать иностранный язык;
-используются ли элементы взаимообуче