СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Скоро стало трудно различать крики учителей,
только ветер шевелил их седые волосы
– течение несло нас в жизнь.
Н.Н.Толстая, 1993г. «Школа»
Принцип равноправия полов уже не стоит в центре современного бытия. Скорее сейчас будут говорить об отсутствии пола, о выборе пола самим ребенком. И будут в школах за партами сидеть подростки общего рода, к которым нельзя будет употреблять слова юноша\девушка.
Сейчас за школьной партой решаются важные проблемы межгендерной коммуникации. Школьные годы – важный этап в социализации ребенка. Смешанный класс представляет собой модель общества, в которой приходится общаться, договариваться, совместно принимать решения. Представители противоположного пола не воспринимаются как инопланетяне…
Рассказ Н.Н.Толстой «Школа» начинается с четкого недопонимания противоположного пола: «стадо беснующихся бабуинов», «потные, ошалелые мальчишки», «пусть живут <…> на островах, окруженных океаном». Автор-повествователь обозначает свое общение с мальчиками как «горький опыт»; явно основанный на наблюдениях. Вот они мальчики инопланетяне.
Большую часть рассказа занимает дуальность миров мужской и женской школ через женское восприятие автора. Наталья Никитична Толстая писательница, преподаватель шведского языка при кафедре Скандинавской филологии Факультета филологии и искусств СПбГУ; лауреат литературной премии имени Сергея Довлатова, постоянный автор журнала «Звезда». Ее интонация (авторская) интеллигентная, мягкая, отсутствуют категоричность и оценка.
Мир женской школы\девочек просто другой. «Как я люблю этот девочковый мир, как понимаю его», «девочки были понятны: кривляки, ябеды, воображалы, жадины».
«Стены монастыря рухнули» - в середине пятидесятых произошло объединение мужской и женской школ. В девочковый мир ворвались Бугарков на канате, обливающий из детской клизмы; опозоренные убогие мальчишки в женской уборной; недомерок Макаров с кулаком полным червяков. Еще они\мальчишки не читали про сиротку-аристократку, занимались неинтересным. И даже учительница из мужской школы иная.
Свои же (женские) учителя родные: учитель физики Юрий Исаакович вызывал жалость, плоскогрудая ботаничка – ревность, учитель истории – худой старик – «старейший педагог города».
Юмор Н.Н. Толстой без злости и надрыва, ироничный:
«Те девочки, которые слишком долго играли в куклы и читали сказки, никак не могли понять алгебру или физику. Помню, как в пятом классе я перестала понимать, что написано в учебнике. Даже по ботанике были одни двойки.
— Живая клетка состоит из белка и желтка.
— Капуста относится к семейству белокочанных.
— В пустыне растет сексуал.
От уроков ботаники запомнилось, что у учительницы совсем не было груди. Из мира науки в памяти остался только Ньютон — у него в учебнике были пририсованы синие очечки и шрам от уха до уха. Перед контрольной по физике хотелось заснуть летаргическим сном, а проснешься — школа окончена, все предметы сданы, и постаревший директор вручает аттестат с пятерками».
Новая школьная система предоставила шанс разным полам научиться взаимодействовать и уважать друг друга. «Встреча с космическими пришельцами» указала на другую жизнь. В рассказе есть сцена с выпускницей Любой, которая измеряет сантиметром талию после поцелуя на выпускном вечере и считает себя развратницей. Ее ждали «таблетки для самоубийства, спрятанные в надежном месте».
Читателю ясен авторский итог: «Школа готовила нас к жизни – кидала в бурное море, ни слова ни сказав про омуты и рифы».
© 2018, Линник Екатерина Андреевна 397