СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Вы представляете, что мне опять ответила доченька?! Нет, вы представляете?! Она ведь на каждое моё слово так отвечает! Не успею я рот открыть, а она сразу: «Мам, всё, хватит, я уже взрослая!»» – возмущается с утра одна из моих коллег, манерно размешивая ложечкой кофе.
Возмущается искренне. И не понимает ситуацию тоже искренне…
Стать взрослым… Заманчивая мечта многих детей… Но знают ли они, что такое «взрослость» и каковы её свойства? А знаем ли мы сами, как объяснить ребёнку это понятие?
Зачастую у детей складывается достаточно искаженное представление о том, кто же такой взрослый человек. Для них подобное словосочетание ассоциируется с возможностью делать то, что так хочется сделать сейчас, но пока нельзя. Порой они мечтают поскорее вырасти и стать такими же, как мама, как папа, как любимая учительница. И вот это подражательное «как» играет очень важную роль, ведь показывают ли вообще сами мама или папа свою взрослость? И, если показывают, то чем?
Совсем недавно в социальной сети появилась социальная реклама, обращенная к родителям. На фотографии был изображен стенд с призывом: «РОДИТЕЛИ ПРОБУЙТЕ: мечтать БЕЗ наркотиков, общаться БЕЗ интернета, нервничать БЕЗ сигарет, радоваться БЕЗ алкоголя. ЕСЛИ ЭТОГО не умеете вы, У КОГО УЧИТЬСЯ вашим детям?» Конечно, здесь взят в некотором роде утрированный вариант, но, сколько горькой правды содержится в этих словах?!
Потому-то дети и не понимают, что такое «быть взрослым», не видя перед собой истинное воплощение этого эпитета. Мы с ранних лет говорим ребёнку: «Ты уже большой, можешь сам сделать то-то и то-то». Но далее мы не идём.
Объясняя ребёнку примерно с пятилетнего возраста, что он стал старше, нужно обязательно говорить о понятии «ответственность». Ответственность – это способность человека ответить, зачем, для какой цели он совершает тот или иной поступок. Разбирая цели, рассуждайте вместе с ребёнком о возможных последствиях его действий, разбирайте вымышленные жизненные ситуации.
Например, попросил первоклассник у своей одноклассницы на уроке рисования кисточку. А потом вместо того, чтобы поблагодарить и отдать кисточку, обмазал её синей краской и как кинет в свою благодетельницу! Та в слёзы: незаслуженно обидели, белую кофточку испачкали. Какими же могут быть последствия поступка первоклассника? На первый взгляд, достаточно «весёлыми»: большинству присутствующих ребят стало смешно. Но на самом деле даже за таким невинным баловством могут стоять серьёзные духовные проблемы.
Вполне может случиться так, что девочка хорошо запомнит, что делиться ни с кем нельзя, потому что «все норовят обидеть» вместо того, чтобы отблагодарить. И сохранит она в сердце недоверие к людям на всю жизнь. А кто же будет виноват в этом? Кто будет перед Богом разделять с девочкой ответственность за эту теперь уже духовную проблему?
Научая ребёнка мыслить подобным образом, пропуская его поступки через призму Христовых заповедей, вы поможете ему выстраивать в дальнейшем причинно-следственные связи, избегая поверхностного отношения к вере и жизни.
Тогда как первым аспектом «взрослости» является возрастание человека до определенного уровня ответственности, второй её аспект – непрерывный процесс возрастания.
Не забывайте говорить с чадом о том, что «взрослость» не ограничивается достижением какой-либо цифры в очередной день рождения. Истинная взрослость – это постоянное взращивание в себе добрых привычек, искоренение дурных наклонностей. И чем больше христианин трудится в этом направлении, тем ближе становится к Богу. В то же время, приближаясь к своему Создателю, он более тонко видит малейшие нравственные недостатки души и продолжает кропотливо над ней трудиться до последнего дня земной жизни.
Только наставляя подобным образом, доверительно беседуя с ребёнком и, конечно же, являя собой достойный личный пример, можно суметь вырастить по-настоящему взрослого человека, который всегда с любовью выслушает совет старших и никогда не скажет: «Всё, хватит уже меня поучать! Мне всё и без тебя прекрасно известно, ведь я уже взрослый!»
Ирина Санчес (с)
© 2017, Хохлова Марина Евгеньевна 434