СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов по развитию речи. Тема:  «Фонематический слух-основа правильной речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере развития фонематического слуха и речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».

2. Дать рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического слуха.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (т.е. звуков), составляющих звуковую оболочку слова. (Волкова Л.С.)

Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например: дом-сом-лом-ком).

Ученые ввели термин фонематический слух, который включает три речевые операции:

1. Способность слышать, есть данный звук в слове или нет.

2. Способность различать слова, содержащие одинаковые фонемы, расположенные в разной последовательности.

3. Способность различать близко звучащие, но разные по смыслу слова.

Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становится ребёнок, тем сложнее будет это исправить.

А как вы думаете, с какого возраста нужно развивать фонематический слух?

Фонематический слух нужно развивать уже в раннем детстве. Для начала, можно потренироваться с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.

Как же развивать у детей фонематический слух? С помощью чего? Конечно, с помощью игры, так как у дошкольников ведущий вид деятельности – игра.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному, поэтапно, игры должны соответствовать возрасту детей.

Сейчас я предлагаю Вам рассмотреть этапы формирования фонематического слуха и немного поиграть (опробовать некоторые игры на себе).

1.Первый этап (или подготовительный этап). Узнавание неречевых звуков.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.

Игра «Угадай что делать»

Детям дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

«Кто сказал «Мяу?»»

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

2 этап (основной) – развитие речевого слуха

-Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Три медведя»

Педагог произносит фразу за медведя Михайло Ивановича (низкий голос). Настасья Петровна (голос средний) Мишутка (высокий голос).

А дети должны отгадать, кто говорит.

-Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Игра «Верно- неверно»

Педагог называет детям предмет, заменяя первую букву Задачи детей – хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.

Ворота (Форота, корота, морота, хорота).

Банан (баман, паман, ваван, даван, банан).

Кукла (тукла, мукла, кикла, букна)

- Дифференциация слогов

Игра «Что лишнее?»

Педагог произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат лишний (другой) слог.

Игра «Подскажи словечко»

Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.

Лы-лы-лы-лы-лы – Забивали мы го (лы)

Жа-жа-жа-жа-жа- есть иголки у е. (жа)

Са-са-са-са-са-са- ой-ой-ой летит о (са)

Игра «Похлопаем»

Делим слова на слоги: кош-ка, ло-па-та.

Для усложнения можно предложить ребёнку самостоятельно разделить слово на слоги

-Дифференциация фонем

Игра - упражнение «Кто внимательнее?»

Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.

Так же сюда относиться:

-Узнавание звука на фоне других звуков. На фоне слова

-Выделение гласных из ряда звуков

-Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов

- Выделение согласных из ряда других звуков

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.

3 этап- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Игра «Слово»

Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос- сова и т. д.)

Такие простые игры можно использовать по развитию фонематического слуха. Как правило, дети охотно играют в них. А мы, в свою очередь, уделяя внимание развитию фонематического слуха, облегчим детям процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Список используемой литературы:

  1. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.
  3. Максакова, А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя».
  4. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»

Категория: Логопедия
29.04.2025 08:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП