СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере развития фонематического слуха и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».
2. Дать рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического слуха.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (т.е. звуков), составляющих звуковую оболочку слова. (Волкова Л.С.)
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например: дом-сом-лом-ком).
Ученые ввели термин фонематический слух, который включает три речевые операции:
1. Способность слышать, есть данный звук в слове или нет.
2. Способность различать слова, содержащие одинаковые фонемы, расположенные в разной последовательности.
3. Способность различать близко звучащие, но разные по смыслу слова.
Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становится ребёнок, тем сложнее будет это исправить.
А как вы думаете, с какого возраста нужно развивать фонематический слух?
Фонематический слух нужно развивать уже в раннем детстве. Для начала, можно потренироваться с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.
Как же развивать у детей фонематический слух? С помощью чего? Конечно, с помощью игры, так как у дошкольников ведущий вид деятельности – игра.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному, поэтапно, игры должны соответствовать возрасту детей.
Сейчас я предлагаю Вам рассмотреть этапы формирования фонематического слуха и немного поиграть (опробовать некоторые игры на себе).
1.Первый этап (или подготовительный этап). Узнавание неречевых звуков.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.
Игра «Угадай что делать»
Детям дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
«Кто сказал «Мяу?»»
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
2 этап (основной) – развитие речевого слуха
-Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Три медведя»
Педагог произносит фразу за медведя Михайло Ивановича (низкий голос). Настасья Петровна (голос средний) Мишутка (высокий голос).
А дети должны отгадать, кто говорит.
-Дифференциация слов, близких по звуковому составу
Игра «Верно- неверно»
Педагог называет детям предмет, заменяя первую букву Задачи детей – хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.
Ворота (Форота, корота, морота, хорота).
Банан (баман, паман, ваван, даван, банан).
Кукла (тукла, мукла, кикла, букна)
- Дифференциация слогов
Игра «Что лишнее?»
Педагог произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат лишний (другой) слог.
Игра «Подскажи словечко»
Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.
Лы-лы-лы-лы-лы – Забивали мы го (лы)
Жа-жа-жа-жа-жа- есть иголки у е. (жа)
Са-са-са-са-са-са- ой-ой-ой летит о (са)
Игра «Похлопаем»
Делим слова на слоги: кош-ка, ло-па-та.
Для усложнения можно предложить ребёнку самостоятельно разделить слово на слоги
-Дифференциация фонем
Игра - упражнение «Кто внимательнее?»
Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.
Так же сюда относиться:
-Узнавание звука на фоне других звуков. На фоне слова
-Выделение гласных из ряда звуков
-Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов
- Выделение согласных из ряда других звуков
Игра «Поймай звук»
Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.
3 этап- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Игра «Слово»
Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос- сова и т. д.)
Такие простые игры можно использовать по развитию фонематического слуха. Как правило, дети охотно играют в них. А мы, в свою очередь, уделяя внимание развитию фонематического слуха, облегчим детям процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Список используемой литературы:
© 2025, Камнева Ольга Ивановна 101