СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере развития фонематического слуха и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».
2. Дать рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического слуха. Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (т.е. звуков), составляющих звуковую оболочку слова. (Волкова Л.С.)
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например: дом-сом-лом-ком).
Ученые ввели термин фонематический слух, который включает три речевые операции:
1. Способность слышать, есть данный звук в слове или нет.
2. Способность различать слова, содержащие одинаковые фонемы, расположенные в разной последовательности.
3. Способность различать близко звучащие, но разные по смыслу слова.
Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становится ребёнок, тем сложнее будет это исправить.
А как вы думаете, с какого возраста нужно развивать фонематический слух?
Фонематический слух нужно развивать уже в раннем детстве. Для начала, можно потренироваться с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.
Как же развивать у детей фонематический слух? С помощью чего? Конечно, с помощью игры, так как у дошкольников ведущий вид деятельности – игра.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному, поэтапно, игры должны соответствовать возрасту детей.
Сейчас я предлагаю Вам рассмотреть этапы формирования фонематического слуха и немного поиграть (опробовать некоторые игры на себе).
© 2025, Камнева Ольга Ивановна 84