СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
Слайд 1: Применение ТРКМЧП на уроках литературы
- Напишите, пожалуйста, ваши имена (и отчества, в зависимости от того, как вы хотите, чтобы я к вам обращалась) на бейджах и поставьте их перед собой. Проявите творчество, оформляя свой бейдж.
- Чего вы ожидаете от нашей встречи на мастер-классе? Запишите ваши предположения на «Листах исследователей».
Детям на этапе целеполагания я предлагаю слова-помощники.
Слайд 2:
Познакомиться с…
Научиться применять…
Получить удовольствие от…
- Предлагаю вспомнить детство и собрать пазлы.
Слайд 3:
Фаза (стадия) вызова
Фаза (стадия) осмысления содержания
Фаза (стадия) рефлексии
Работа по ТРКМ предполагает особое построение урока, состоящее из трёх фаз: фазы вызова, фазы осмысления содержания и фазы рефлексии. Сейчас я демонстрирую один из приёмов фазы вызова: «Собирание пазлов» картинки, настраивающей на работу на уроке.
- Что у вас получилось?
Слайд 4: Обложка книги Питера Г. Рейнольдса «Точка»
- Что такое ТОЧКА? Дайте определение.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Оформите ваши ассоциации в виде кластера на «Листах исследователей».
Ещё два приёма в рамках технологии на стадии вызова: «Ассоциации» и «Кластер». Эти приёмы позволяют конкретизировать понятие, активизировать деятельность учащихся.
Слайд 5:
Точка как начало чего-то
Точка как завершение какого-то процесса
Точка как вынужденная остановка
- О чём может пойти речь в рассказе с названием «Точка»?
Это ещё один приём – «Предположение (прогнозирование)», направленный на развитие творческого мышления.
Кроме продемонстрированных приёмов на этой стадии урока можно использовать и другие.
Слайд 6:
Пазлы
Ассоциации
Кластер
Прогнозирование
Рассказ-предположение по ключевым словам
Составление таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» и заполнение её первых столбцов
Верные – неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Переходим к следующей стадии урока – стадии осмысления. Мой любимый приём на этом этапе урока – «Чтение с остановками».
Слайд 7: иллюстрация
Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно её приклеили. Её альбом был пуст.
- Как вы думаете, почему Вашти ничего не нарисовала?
- Как отреагирует учитель на пустой лист Вашти?
Слайд 8: иллюстрация
Учительница склонилась над белым листом.
- О! белый медведь в снежной буре! – воскликнула она.
- Очень смешно! – пробурчала Вашти. – Я не умею рисовать.
Учительница улыбнулась.
- Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.
Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.
- Вот.
Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.
- Хм-м-м.
Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:
- А теперь подпиши его.
Вашти подумала секундочку.
- Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то своё написать смогу.
- Итак, почему Вашти ничего не нарисовала?
- Как же повела себя учительница?
- Что, по вашему мнению, сделает учительница с работой Вашти?
Слайд 9: иллюстрация
На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом.Это была маленькая точка, которую она нарисовала – её точка! В золотистой ажурной рамочке.
- Что сделала учительница?
- Какое действие это произвело на Вашти?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Слайд 10: иллюстрация
Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше этой! Она открыла свой никогда раньше не использовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу.
Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Жёлтую точку. Синюю точку. Синий смешался с жёлтым. Она обнаружила, что может нарисовать зелёную точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек.
- Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!
Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.
- Что же произошло с Вашти?
- А вы можете изобразить точку, не рисуя её? Попробуйте.
Слайд 11: иллюстрация
- А вот как это сделала Вашти.
- Чем может закончиться эксперимент девочки?
Слайд 12: иллюстрация
Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв.
Вдруг Вашти заметила, что на неё уставился маленький мальчик.
- Ты по-настоящему великий художник, - сказал он, - хотел бы и я уметь так рисовать.
- Могу поспорить, что ты умеешь, - ответила Вашти.
- Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
- Как вы думаете, что сделает Вашти?
Слайд 13: иллюстрация
Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.
- Покажи-ка мне.
Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию. Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала…
- Что скажет Вашти?
Слайд 14: иллюстрация
- Теперь подпиши.
- Интересно было так читать этот рассказ? А почему?
Этот метод называется «Чтение с остановками». В рамках этого метода мы также применяли такие приёмы, как «Прогнозирование», «Анализ ситуаций», «Обращение к личному опыту». Кроме «Чтения с остановками» на стадии осмысления можно применять и другие методы и приёмы этой технологии, такие как
Слайд 15:
Чтение с остановками
Прогнозирование
Анализ ситуаций
Обращение к личному опыту
Маркировка текста
Двухчастный (или трёхчастный) журнал
Переходим к фазе рефлексии.
- Какую проблему поднимает автор рассказа?
- Как учительница помогла раскрыться Вашти?
- Поработаем в группах, составляя «Тонкие и толстые вопросы» по содержанию рассказа, его идейной составляющей или композиции.
Слайд 16:
Тонкие и толстые вопросы
Приём «Тонкие и толстые вопросы» - это практическое задание на основе изученной информации.
Слайд 17:
- Предлагаю ещё одно творческое задание для работы в группах. Расшифруйте слова, давая характеристики героиням.
Кроме этих приёмов на стадии рефлексии можно использовать следующие:
Слайд 18:
Тонкие и толстые вопросы
Расшифровка понятия
Кластер
Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (третьей колонки)
Дискуссия
Творческие работы (синквейны, эссе, мини-сочинения)
- Послушаем, что у вас получилось.
Слайд 19: точка
- Так что же такое ТОЧКА в этом рассказе?
- Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса. Оцените с помощью цветных карточек.
© 2023, Кукушкина Ольга Валентиновна 207