СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Слайд 1: Применение ТРКМЧП на уроках литературы

- Напишите, пожалуйста, ваши имена (и отчества, в зависимости от того, как вы хотите, чтобы я к вам обращалась) на бейджах и поставьте их перед собой. Проявите творчество, оформляя свой бейдж.

- Чего вы ожидаете от нашей встречи на мастер-классе? Запишите ваши предположения на «Листах исследователей».

Детям на этапе целеполагания я предлагаю слова-помощники.

Слайд 2:

Познакомиться с…

Научиться применять…

Получить удовольствие от…

- Предлагаю вспомнить детство и собрать пазлы.

Слайд 3:

Фаза (стадия) вызова

Фаза (стадия) осмысления содержания

Фаза (стадия) рефлексии

Работа по ТРКМ предполагает особое построение урока, состоящее из трёх фаз: фазы вызова, фазы осмысления содержания и фазы рефлексии. Сейчас я демонстрирую один из приёмов фазы вызова: «Собирание пазлов» картинки, настраивающей на работу на уроке.

- Что у вас получилось?

Слайд 4: Обложка книги Питера Г. Рейнольдса «Точка»

- Что такое ТОЧКА? Дайте определение.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Оформите ваши ассоциации в виде кластера на «Листах исследователей».

Ещё два приёма в рамках технологии на стадии вызова: «Ассоциации» и «Кластер». Эти приёмы позволяют конкретизировать понятие, активизировать деятельность учащихся.

Слайд 5:

Точка как начало чего-то

Точка как завершение какого-то процесса

Точка как вынужденная остановка

- О чём может пойти речь в рассказе с названием «Точка»?

Это ещё один приём – «Предположение (прогнозирование)», направленный на развитие творческого мышления.

Кроме продемонстрированных приёмов на этой стадии урока можно использовать и другие.

Слайд 6:

Пазлы

Ассоциации

Кластер

Прогнозирование

Рассказ-предположение по ключевым словам

Составление таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» и заполнение её первых столбцов

Верные – неверные утверждения

Перепутанные логические цепочки

Переходим к следующей стадии урока – стадии осмысления. Мой любимый приём на этом этапе урока – «Чтение с остановками».

Слайд 7: иллюстрация

Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно её приклеили. Её альбом был пуст.

- Как вы думаете, почему Вашти ничего не нарисовала?

- Как отреагирует учитель на пустой лист Вашти?

Слайд 8: иллюстрация

Учительница склонилась над белым листом.

- О! белый медведь в снежной буре! – воскликнула она.

- Очень смешно! – пробурчала Вашти. – Я не умею рисовать.

Учительница улыбнулась.

- Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.

Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.

- Вот.

Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.

- Хм-м-м.

Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:

- А теперь подпиши его.

Вашти подумала секундочку.

- Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то своё написать смогу.

- Итак, почему Вашти ничего не нарисовала?

- Как же повела себя учительница?

- Что, по вашему мнению, сделает учительница с работой Вашти?

Слайд 9: иллюстрация

На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом.Это была маленькая точка, которую она нарисовала – её точка! В золотистой ажурной рамочке.

- Что сделала учительница?

- Какое действие это произвело на Вашти?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Слайд 10: иллюстрация

Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше этой! Она открыла свой никогда раньше не использовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу.

Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Жёлтую точку. Синюю точку. Синий смешался с жёлтым. Она обнаружила, что может нарисовать зелёную точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек.

- Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!

Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.

- Что же произошло с Вашти?

- А вы можете изобразить точку, не рисуя её? Попробуйте.

Слайд 11: иллюстрация

- А вот как это сделала Вашти.

- Чем может закончиться эксперимент девочки?

Слайд 12: иллюстрация

Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв.

Вдруг Вашти заметила, что на неё уставился маленький мальчик.

- Ты по-настоящему великий художник, - сказал он, - хотел бы и я уметь так рисовать.

- Могу поспорить, что ты умеешь, - ответила Вашти.

- Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!

- Как вы думаете, что сделает Вашти?

Слайд 13: иллюстрация

Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.

- Покажи-ка мне.

Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию. Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала…

- Что скажет Вашти?

Слайд 14: иллюстрация

- Теперь подпиши.

- Интересно было так читать этот рассказ? А почему?

Этот метод называется «Чтение с остановками». В рамках этого метода мы также применяли такие приёмы, как «Прогнозирование», «Анализ ситуаций», «Обращение к личному опыту». Кроме «Чтения с остановками» на стадии осмысления можно применять и другие методы и приёмы этой технологии, такие как

Слайд 15:

Чтение с остановками

Прогнозирование

Анализ ситуаций

Обращение к личному опыту

Маркировка текста

Двухчастный (или трёхчастный) журнал

Переходим к фазе рефлексии.

- Какую проблему поднимает автор рассказа?

- Как учительница помогла раскрыться Вашти?

- Поработаем в группах, составляя «Тонкие и толстые вопросы» по содержанию рассказа, его идейной составляющей или композиции.

Слайд 16:

Тонкие и толстые вопросы

Приём «Тонкие и толстые вопросы» - это практическое задание на основе изученной информации.

Слайд 17:

- Предлагаю ещё одно творческое задание для работы в группах. Расшифруйте слова, давая характеристики героиням.

Кроме этих приёмов на стадии рефлексии можно использовать следующие:

Слайд 18:

Тонкие и толстые вопросы

Расшифровка понятия

Кластер

Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (третьей колонки)

Дискуссия

Творческие работы (синквейны, эссе, мини-сочинения)

- Послушаем, что у вас получилось.

Слайд 19: точка

- Так что же такое ТОЧКА в этом рассказе?

- Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса. Оцените с помощью цветных карточек.

Категория: Русский язык
08.01.2023 14:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП