СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мастер-класс
«Организация работы с понятиями в образовательном процессе»
Кошля Лидия Николаевна, учитель математики, информатики
МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского МР Омской области
В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. К сожалению и многие сегодняшние выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Среди совокупности универсальных учебных действий особое место отводится регулятивным УУД. Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономности личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.
Для продуктивной работы по формированию у учащихся навыка самостоятельного освоения новых знаний, а также умений и компетенций необходимо особое значение уделить универсальным способам мыследеятельности.
Цель мастер-класса: сформировать представление о процессе понимания, его особой значимости в учебном процессе, о взаимосвязи трех основных процессов: «познание – понимание – мышление», об организации процесса понимания на уроках.
Процесс усвоения знаний условно разделяют на этапы:
![]() |
Рис. 1. Этапы усвоения знаний
Важно, чтобы каждый этап был реализован полностью. Этап понимания материала относится к одному из самых сложных компонентов усвоения. Часто с пониманием связывают осознание и осмысление. Если осознание связано с осмыслением, то осмысление выражается в раскрытии сущности явления, обнаружении связей между компонентами, понимание целого.
В числе образовательных дефицитов школьников первое место занимает дефицит способов понимания основных понятий.
Понятия – это не только основные средства понимания того, что говорят и делают другие люди, но и способов преобразования ситуации, возможность увидеть перспективу и реализовать её в действии.
Нацеленность обучения на формирование понятий и составляет то, что называют «фундаментальными знаниями», которые образуются не вследствие передачи учащимися «суммы теоретических знаний», а вследствие формирования, складывания понятий в процессе осуществления исследовательской или какой-либо другой деятельности, овладения способами мышления.
Основное содержание понятия можно представить в виде схемы:
![]() |
Рис. 2. Основное содержание понятия
Таким образом, понятие формируется на пересечении четырех указанных основных областей деятельности, мышления и понимания.
На основе такой работы складывается свое понимание, свое понятие, что по-новому организовывает свою деятельность.
Рассмотрим один из методических приемов организации работы учащихся с понятиями в образовательном процессе.
Методический приём «Карта знаний» организации работы учащихся с понятиями в образовательном процессе
Цель – организация продуктивной деятельности учащихся, в рамках которой у них возникает необходимость разобраться с непонятными терминами, понятиями.
Тони Бьюзен предложил в 70-х годах 20-го века идею создания диаграмм связей с помощью правого полушария. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами.
Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт:
Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи:
Интеллект-карта – хороший инструмент для увеличения эффективности мозгового штурма. Применение интеллект-карт:
Ментальные карты в обучении:
Карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.
Этап 1. Индуктор
Задача учителя: включить учащихся в деятельность, в процессе которой возникает необходимость пояснения смысла тех или иных терминов.
Демонстрация ряда картин с фотографиями великих людей (личностей).
Что объединяет всех этих людей? (ученые, личности, достигшие успеха в разных областях).
Важная составляющая современного человека и педагога – его успешность.
Что такое «»успешность?
Что вы подразумеваете под термином «успешность»?
Что необходимо сделать человеку, чтобы стать успешным?
Этап 2. Составление интеллект-карты (карты знаний, ментальной карты)
Составление карты знаний для раскрытия понятия «Успешность».
Шаг 1. На листе формата А4 в центре написать слово «Успешность».
Шаг 2. Проведите линии от центрального образа к углам листа, подпишите их своими первыми ассоциациями, лучше всего существительными или глаголами, возникающими к данному понятию. Используйте слова, которые помогут вам вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства.
Шаг 3. От основных ветвей с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями, то есть все, что приходит в голову. Варьируйте ширину и цвет линий, длина которых должна равняться длине соответствующих им слов, и пишите только одно слово на линии. Пишите печатными буквами, на основных ветвях — прописными буквами. Варьируйте прописные и строчные буквы, способ написания. Внесите разнообразие и акценты.
Шаг 4. Попробуйте сформулировать три высказывания (в порядке убывания), которые являются наиболее важными в определении содержания данного понятия.
Шаг 5. Изучить самостоятельно толкование слова в словаре и его основное значение.
Шаг 6. Сравнить свое высказывание со словарным, сделать свое обобщение, связанное с их пониманием содержания данного понятия.
Шаг 7. Посмотреть высказывания ученых. В чем видели секрет успеха эти великие люди? Выделите в их словах «зерна» успешности.
Шаг 8. На основе трех свои высказываний, словарных значений, высказывание ученых, ориентируясь на карту знаний, дать краткое определение понятия «успешность».
Можно ли объединить содержания понятия в одно или они имеют разный смысл?
Техника алфавитных списков Веры Ф. Биркенбиль.
Цель - объединение разнообразных идей в основных ветвях.
Подберите к каждой букве алфавита как можно больше понятий по теме.
Ассоциации на тему «Успешность»
А |
Активность |
Б |
Быстрота |
В |
Великий |
Г |
Гений |
Д |
Деловой |
Е |
… |
… |
При таком способе Вы не так сильно привязаны к теме, как при развитии основных ветвей прямо из карты.
Одновременно приходится искать слово к каждой букве, что может привести к совершенно неожиданным комбинациям.
Разновидности интеллект-карт
В качестве вариаций интеллект-карт используются структуры, которые упраздняют однозначные узлы и пункты разветвлений, обычно характерные для интеллект-карт.
Вывод
У каждого был такой опыт. Чтение — самый ненадежный способ восприятия информации.
Только 10% прочитанного сохраняется в памяти, 30% увиденного, почти 70% сказанного. Лучшего результата — 90% — можно добиться при самостоятельной проработке.
Согласно научным исследованиям уже спустя час после изучения материала 50% его забывается. Спустя сутки в памяти остается примерно 25% полученной информации, которая, правда, стабильно сохраняется уже довольно долгое время.
В действительности не хватает знания новых профессиональных областей и концепции выполнения новых задач. Не хватает стратегии и структуры. Здесь также поможет картирование мышления.
При исследовании новой темы сначала запоминайте основные понятия. Затем посмотрите, на какие части делятся основные области. И только после этого можно приступать к проработке деталей темы.
-80%
© 2015, Кошля Лидия Николаевна 1309