СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мастер-класс по логоритмике
Составитель: Елена Вячеславовна Огородникова
Цель мастер-класса: познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.
Оборудование:
— музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен;
— музыкальные композиции: «Chilly» — «We are the popkings», «2 Unlimited» — «No limit», «Queen» — «We will rock you».
Мастер-класс включает:
— вводное слово по теме «Что такое логоритмика?»; — практическое занятие с педагогами.
Предполагаемый результат: Внедрение элементов логоритмики в педагогическую деятельность.
Что такое логоритмика?
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятия и организации движений тоже лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.
Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Сложности разные, а причина одна — неразвитое или нарушенное чувство ритма.
Статья опубликована при поддержке компании "Europos". Компания занимается
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Ее основатель В.А. Гринер описывала суть логоритмики так: «В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Сегодня подлогопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Мы предлагаем некоторые упражнения, способствующие развитию чувства ритма. Они могут быть использованы как на музыкальных, так и на логопедических занятиях.
Такими упражнениями являются:
— составление слого-ударных схем к стихотворным строкам и подбор строчек к заданной схеме; — сопровождение стихотворного текста ритмическими движениями, способствующими формированию двигательной кинестезии и лучшему усвоению произведения; — проговаривание скороговорок в сопровождении ритмичных хлопков в парах. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует развитию речедвигательных навыков; — создание различных ритмических рисунков, используя световые сигналы (фонарики).
ПОЙМАЙ РИТМ
Практическое занятие с педагогами
Задание первое.
«Найди строчку»
Логопед: Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто:
Нет! Напрасно мы решили
Прокатить…
Педагоги: …кота в машине.
Логопед: Кот кататься не привык, …
Педагоги: …Опрокинул грузовик.
Логопед: На магнитной доске расположены строки из этого стихотворения, записанные знаками. Горизонтальные черточки обозначают слабые, безударные слоги. Вертикальные — сильные, ударные слоги. Строчки перемешались. Вам предлагается узнать, где находится первая строчка, вторая и восстановить правильную схему стихотворения.
Правильный ответ будет выглядеть так:
Чтобы «схватить» чередование ударных и неударных слогов, можно прохлопывать текст различными способами. Например: слабый слог — шлепок по коленям, сильный — хлопок руками перед собой.
Участники мастер-класса прохлопывают стихотворение предложенным способом. Сначала прохлопывание сопровождается произнесением текста, потом текст проговаривается про себя.
Можно предложить педагогам придумать свои способы прохлопывания текста.
Задание второе.
Стихотворение в движении
Логопед: Давайте выучим стихотворение, сопровождающееся ритмическими движениями. Нам нужно согласовать движения со стихотворным ритмом. Это помогает лучше усвоить текст и способствует развитию двигательной активности.
Льюис Кэрролл
КРОКОДИЛУШКА
(перевод В.Набокова)
Текст |
Ритмический рисунок |
Крокодилушка не знает |
Поднимаем плечо к левому, затем к правому уху |
Ни заботы, ни труда. |
«Пружинки» влево и вправо |
Золотит его чешуйки |
Поочередное поглаживание рук от плеча к кисти |
Быстротечная вода. |
Притопываем ногами |
Милых рыбок ждет он в гости |
Поднимаем плечо к левому, затем к правому уху |
На брюшке средь камышей: |
«Пружинки» влево и вправо |
Лапки врозь, |
Взмах руками через стороны вверх |
Дугою хвостик |
«Скручивания» с махами рук влево и вправо |
И улыбка до ушей. |
Нога вперед с одновременным подъемом рук вверх |
Задание третье.
Поймай ритм
Логопед: Для музыкального произведения можно создать ритмическое сопровождение.
Вам предлагается музыкальная композиция группы «Chilly» «We are the popkings».
Предлагаем вам с помощью упражнений создать такой ритмический рисунок:
Топаем левой ногой один раз. Топаем правой ногой один раз. Три быстрых хлопка по коленям. Один хлопок влево, один хлопок вправо.
Давайте свяжем движения с музыкой.
Исполняется ритмическая композиция под заданную мелодию.
Разучиваем другую комбинацию:
Три коротких притопа. Еще один — в сторону. Два хлопка по коленям. Три прихлопа. Два хлопка.
Исполняется ритмическая композиция под музыку группы «2 Unlimited» «No limit».
Следующий ритмический рисунок вы придумаете сами. Включаем музыку группы «Queen» «We will rock you».
Литература:
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. M., 1985.
2. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
3. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.
4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М., 2006.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004.
6. Микляева Н.В., Полозова O.A., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2005.
7. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2006.
8. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль, 2002.
© 2015, Левагина (Огородникова) Елена Вячеславовна 3833