СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии организации правильного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они учились в школе.

Умственное развитие дошкольника – важная составляющая его общего психологического развития. Но само умственное развитие – это сложный процесс формирования познавательных процессов, накопления разнообразных знаний, умений; овладение речью – «ядром» умственного развития. Но его основным содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют быстроту и легкость усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения разнообразных задач. Это развитие мыслительных операций, памяти, внимания и воображения.

Но развитием этих способностей необходимо управлять, создавать условия для их развития, поощрять умственную деятельность детей. Поэтому тему своей работы я считаю актуальной на сегодняшний день.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить видоизмененность, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопрос «Как?».

Развивающие игры с использованием занимательного материала существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную способность у маленьких детей – восприимчивость к обучению и развитию в игре - с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои игры, ставшие частью его культуры. Но можно проследить нечто общее, свойственное всем обучающим играм, не зависимо от того, в каком уголке земного шара возникли. В нем отчетливо прослеживается сложившийся в представлении разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми с тенденциями развития ребенка.

Автор одной из первых педагогических систем Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в общепринятом смысле, а в организации игры, которая пронизана уроком.

Система игр, разработанная им по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства игр были стихи, песни, присказки, написанные Фребелем и его учениками. В Германии и других странах высоко ценили предложенную Фребелем и его учениками систему, но она отличалась жесткой регламентированностью действий ребенка в ущерб занимательности.

Мария Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля. Для обучающих игр – занятий она создала интересный дидактический материал для сенсорного воспитания. Это различные клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы, вкладыши. Они были устроены так, что ребенок мог самостоятельно исправлять свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность, самодисциплину.

Одна из первых отечественных педагогов дошкольного воспитания - Е.И. Тихеева - заявила о новых подходах к игре, которые несут в себе обогащающую и развивающую направленность. Она предусмотрела в них формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, общение), а также развитие речи, памяти, внимания, коммуникативных умений.

В советское время, в 80-е годы система развивающих игр была создана педагогами – психологами: Л.А. Венгер, А.П. Усовой, В.Н, Аванесовой и др. В последнее время поиски ученых (З.Н. Богуславская, О.Н. Дьяченко, Н.Е. Веренс и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированности умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов в решениях задач.

З. А. Михайлова считает, что интеллектуальная деятельность во время игры, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Занимательность в задачах разной сложности привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решений. Все это позволяет лучше подготовить детей к школе, к дальнейшей жизни.

12.02.2022 16:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП