СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическая площадка «Связь поколений. Культурные традиции Отечества»
Обобщение опыта работы по теме "Исследование и сохранение истории сельских поселений" - автор Мозер Нина Николаевна - учитель истории и обществознания МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский»
Изменения, происходящие в России и мире на рубеже XX-XXI вв. существенным образом повлияли на массовое сознание и историческую память людей. С распадом Советского союза и переходом к капиталистической модели экономики началось обнищание общественных идеалов, целенаправленное тотальное вытеснение прежних ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности из общественного сознания, вследствие чего радикально изменились оценки исторического пути развития страны.
На фоне этих политических и социальных событий, происходящих в стране начинается отток населения из сельской местности и как следствие исчезновение сел и деревень с карты России.
По данным последней переписи населения с 1990-го по 2020 год в России прекратило свое существование около 23 тысячи населенных пунктов 20 тысяч из них — это деревни и сёла. Только в Ханты-Мансийском районе с 2012 по 2018 годы исключены из реестра населенных пунктов три деревни Семейка, Скрипуново, Сухоруково.
Исчезновение села — это не только уничтожение многовековых национальных культурных и духовных центров, но и полная утрата связи современного общества с этими центрами, их историей, ушедшими в вечность предков с памятью о них.
Важно не забывать, что память — это то, что человек может пронести через годы и передать следующим поколениям. Наследие предков не будет забыто, пока мы помним о нём.
Значение памяти в истории очень трудно переоценить, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество, по моему мнению, никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким. Вот почему так важно воспитывать подрастающее поколение в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. В уважении к труду наших предков, к их традициям, орудиям труда, обычаям, песням и развлечениям. Научить любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык. Если человек равнодушен к истории, к её памятникам, значит, он равнодушен к своей стране.
Обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства.
Именно ответственное и уважительное отношение к своему прошлому, которое сохраняется в исторической памяти людей, является одним из ключевых факторов общественной консолидации.
Современный прогресс с его скоростями, заставляют нас мчаться стремительно и не оглядываться назад. А ведь не изучив прошлое нельзя изучать будущее. Направление движения всегда задается прошлым. Плохое знание своего прошлого — это страшный недостаток современного общества. Непонимание, как следствие незнания истории, своего вчерашнего, давшего направление сегодняшнему.
Важным элементом сохраняемости в будущем сельского поселения является его наследуемость, то есть в последующих поколениях должны жить люди, которые имеют исторические связи (историко-родословные ассоциации) с этим местом и жившими здесь ранее людьми. Таким образом, прежде всего необходимо сохранить историческое прошлое.
Остановимся подробнее на предлагаемом методах и формах исследования и сохранения истории села.
Наиболее распространённые методы и формы относятся археология, краеведение, изучение родословной своей семьи, музееведение. Нам, как жителям сельских поселений и учителям истории, археологические исследования мало доступны, зато все остальные можно использовать в полной мере.
Краеведение. Понятие рассматривается как комплекс мер по изучению, сохранению, а также созданию истории сельских поселений с акцентом на роль каждой личности в этой истории. Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения — это не только прошлое, но также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что делается сегодня, завтра становится историей. Краеведение является неотъемлемой составляющей исторического образования в школе. Часть часов по истории отводится на изучение истории родного края. Однако этого недостаточно. Поэтому основная работа по изучению истории нашего посёлка проводится во внеурочное время через различные внеурочные и внеклассные мероприятия, исследовательские и социальные проекты. К таким методам исследования можно отнести изучение материалов местной периодической печати прошлых лет; встречи и разговоры со старожилами сельского поселения, которые могут привнести уникальные истории и воспоминания, которые не всегда удается зафиксировать в архивах или находках. Эти рассказы являются ключом к пониманию того, какие события имели наибольшее значение для людей, как формировалась их идентичность. При этом у учащихся появляются новые научные знания при непосредственном участии жителей сельской местности. Необходимо отметить, что данная работа ведется в тесном сотрудничестве с сельской библиотекой.
Изучение и составление учащимися своих родословных, через которые можно проследить не только историю своей семьи, но и историю поселения. Этот метод стимулирует у учащихся стремление к познанию ушедших поколений одновременно является стремлением к познанию родства, желанием единства с теми, кто, как и мы, является равноправными потомками — детьми одних, давно ушедших прародителей, а воссоздание из забвения имен наших предков может быть представлено своеобразным воскрешением, возвращением их в нашу жизнь.
Создание музея еще один из методов. Музей представляется как элементарная тематическая экспозиция, сюжет исторического бытия (в данном случае сельского) и является средством познания мира, исторических взаимоотношений человека с миром и сельской местностью. Задачами музея является сохранение, поиск, изучение, общественная апробация предметов его тематической экспозиции. Музеи и его экспозиции могут рассматриваться как связь прошлой и настоящей жизни сельского общества. Примерами таких воплощений могут быть экспозиции крестьянского быта и местной археологии, в генеалогии — родословные деревья, документы, родовые (фамильные) и персональные экспозиции, в науке — научное оборудование, тематические постеры и библиотеки, в «общем деле» — фотоэкспозиции, предметы народного творчества и промысла и т.д. Музей может стать сосредоточением историко-культурных, духовных, интеллектуальных, научно-образовательных, нравственных ценностей сельского общества и общества вообще.
Сохранение краеведческого материала еще одна важная составляющая исторического образования и воспитания. В век цифровых технологий молодое поколение не любит много читать, не стремится посещать музеи. Поэтому в обществе возникает проблема как донести до подрастающего поколения историческое и культурное наследие предков, их подвиги. Одним из вариантов может стать создание виртуального музея, который будет доступен подрастающему поколению в социальных сетях. Любые виртуальные выставки, или ролики, которые содержат достаточно яркий визуальный ряд. Всё то, что заинтересует детей.
В нашей школе мы выбрали еще один из вариантов — это создание учащимися исторического контента, посвященного ветеранам, участникам Великой Отечественной войны.
Два года назад мы запустили проект «Имя героя». Целью проекта стало сохранение исторической памяти об односельчанах, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В этом проекте учащиеся школы рассказывают о боевом пути наших односельчан в годы войны. Рассказ о каждом ветеране снимается в виде короткого ролика., который потом выкладывается в школьной группе в социальной сети «В контакте». На сегодняшний день создано 16 таких видеороликов, и работа еще продолжается.
При создании контента столкнулись с проблемой нехватки информации или противоречивости данных, поэтому занимаемся исследованием и уточнением боевого пути ветеранов. В планах создать такой же проект по ветеранам трудового фронта. На сегодняшний день в проекте изучение и дополнение истории сельского поселения.
Закончить я хотела бы следующими словами: «Важным элементом сохраняемости в будущем сельского поселения является его наследуемость, то есть в последующих поколениях должны жить люди, которые имеют исторические связи с этим местом и жившими здесь ранее людьми. Благодаря памяти наших предков мы сегодня можем знать события, происходившие в нашей родине, области, селе раньше, а благодаря нашей памяти об этих событиях будет знать следующее поколение и так далее.»
© 2024, Мозер Нина Николаевна 112