СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая компетентность  учителя  истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ CОШ №15 ст.Лысогорской

Методическая компетентность учителя истории и обществознания

Гараевой Каринэ Бегларовны.

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. В преподавании истории и обществознании руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.

Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.

Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определила мои задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

  • изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;
  • использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);
  • повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.

Изучила много педагогических технологий в теории. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся старшей ступени школы происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ, лекционно – семинарской системы. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

На мой взгляд, дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а субъективного опыта у них еще мало.

Проектно – исследовательские методы – один из самых трудных для меня при реализации его в практику преподавания. Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.

Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу - снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7 – 9 классов. В среднем звене большая часть проектов по своей тематике являются генеалогическими. И это не случайно. Возрастные особенности школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др. Это проекты: «Биография моего предка», «Семейные реликвии», «Край, в котором мы живем», «Семь чудес света» и др. В старших классах ребята выполняют долгосрочные исследовательские проекты по краеведению и истории России. Лучшие исследовательские проекты старшеклассников занимают призовые места в школьных, муниципальных, региональных конкурсах, таких как «Моя земля, мои земляки», «Первые шаги в науку», «Грани Творчества»,и т.д.

Успешная работа в этом направлении возможна при использовании информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий. Большая часть обучающихся оформляет свои работы на компьютере. На уроках истории и обществознания использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими обучающимися. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов. Обучающиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения создаю графики и диаграммы в ходе изучения тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.).

На уроках использую следующие исторические энциклопедии:

  • CD «Династия Романовых. Три века российской истории»,
  • CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
  • энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,
  • CD «Московский Кремль», «Государственная символика России. История и современность» и другие;
  • электронные учебники CD «История России: XX век»,
  • CD «История Отечества IX-XVIII вв.»,
  • CD «История России XVII – XIX века»,
  • CD «Обществознание 8 – 11 классы».

Интернет рассматриваю как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший. Однако, самой большой сложностью, использования ИКТ, является то, что кабинеты не оснащены компьютерами и достаточно сложно бывает в нужное время попасть в компьютерный класс.

В условиях современной профильной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности. Применяю групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми обучающимися, выясняются непонятные вопросы. Это способствует развитию речи обучающихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля. Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми обучающимися, у которых наблюдается снижение результатов.

Лекционно – семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах. Использую её при изучении определенных тем, например: «Развитие философии в Новое и Новейшее время», «Из истории русской философской мысли» и т.п.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов – практиков. Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватной оценки ситуации, принятия решений в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.

Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника

Несомненно, основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт нам внеурочная работа по предмету. Мною реализуются рабочие программы элективных курсов по истории ( Листая страницы семейного альбома «Основы прав потребителя»,«Ставропольеведение» В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. С 2011г я являюсь классным руководителем 8 «н» класса. В классе 20 обучающихся, качество знаний и уровень обученности в 2011 – 2012 – 100 %.

Воспитательная работа в классе основана на принципах гуманистической, личностно-ориентированной педагогики. Ее основная цель – воспитание свободной, социально и профессионально адаптированной личности. Основной формой индивидуальной работы с обучающимися является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем

Ежегодно с психологом школы проводится мониторинг социальной зрелости учащихся:

  • изучаем уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т.д.);
  • создаем социальный паспорт класса;
  • исследуем микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку обучащихся;
  • проводим анкеты для изучения проблем класса.

Кроме того, совместно с психологом осуществляю диагностику успешности воспитательной работы в классе.

Данная работа помогает мне как классному руководителю правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значить вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации поставленной мною цели, а именно: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию (ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом).

На выбор цели повлияли интересы и потребности детей и родителей (анкетирование), среди которых можно выделить следующее:

  • желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;
  • стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор;
  • потребность детей ориентироваться в жизни на лучшие образцы;
  • желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, гражданской компетенции, как известно, является социальное проектирование. А результат деятельности классного руководителя – социального организатора – сформированность коллектива обучающихся как социально направленной группы.

  • «Благоустройство территории школы и станицы». Разрабатывали проекты оформления уголков школы..
  • «Школьная библиотека». Совместно с родителями проводили акцию: «Подари библиотеке книгу», урок памяти «Дети на дорогах войны», в период школьных каникул обучающиеся осуществляли ремонт книг.
  • «Ветеран». Обучающиеся класса реализовывали самый долгосрочный, но очень важный для них социальный проект «Ветеран». Приглашали их на классные часы, проводили совместные внеклассные мероприятия: празднование Дня защитника Отечества, дня Победы, тематические вечера «Уроки мужества», поздравляют с праздниками, регулярно помогают им по хозяйству.
  • «Шефство». Обучающиеся являлись вожатыми «А»н класса. Ребята оказывали помощь в акции «Дом, в котором ты живешь», проводили мероприятия «Правила дорожные знать каждому положено.
  • «Культура». Принимали самое активное участие в проведении таких мероприятий: праздник «День народного единства», «День пожилого человека», концерт, посвященный Дню Матери.
  • «Память». Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
  • «Профессия». В ходе профориентационной работы решаю следующие задачи: оказываю помощь школьникам в са­мопознании, осуществляю психологическую подготовку уча­щихся к труду, участвую в организации их общественно полез­ного и производительного труда; организую систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий; изучаю лич­ность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организую разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулирую их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; провожу работу с ро­дителями учащихся; координирую действия учителей, ра­ботающих в классе; провожу беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной дея­тельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образо­вания и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.; встречи с представителями различных профессий, экс­курсии на производство.

Это далеко не полный перечень социально ориентированных форм деятельности детского коллектива. Но они заставляют детей понять самого себя и свое место среди других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, осознание личных перспектив. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно, чтоб никто не чувствовал себя одиноким.

Подводя итог своего участия в социальных проектах, дети отмечали, что:

  • общие дела их сплотили, они стали дружнее, милосерднее, каждому нашлась работа;
  • поняли, если всем вместе взяться за доброе дело, то обязательно получится;
  • стали увереннее в себе, ощутили себя повзрослевшими, нужными, появилось чувство ответственности, активности.

Класс являлся активным участником школьных, районных.

Являясь человеком творческим, своими педагогическими находками охотно делюсь с коллегами. Являясь сейчас руководителем школьного методического объединения ,также руководителем кружка ЮИД, а также старшей вожатой.

Постоянно работаю над повышением своей профессиональной подготовки.

Стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования дает участие в профессиональных конкурсах, оно формирует чувство личной значимости и способствует самовыражению и самоутверждению.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

  • Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий. Использование дистанционной формы обучения школьников.
  • Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
  • Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
  • Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.
25.03.2020 23:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!