© 2025 48
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
" Использование разнообразных приёмов работы над сказкой в учебно-воспитательном процессе"
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Свищева Елена Викторовна, я учитель начальных классов коррекционной школы интернат № 14, г. Амурска. Сегодня я хочу представить свой опыт работы, а также познакомить с методами и приемами, которые помогают обучающимся с нарушениями интеллекта раскрыть потенциал через волшебный мир сказки.
Все мы знаем, что сказка — это не просто развлечение. Это мощный инструмент коррекции и развития, который позволяет ребенку погрузиться в другой мир, развить воображение, улучшить речь и эмоциональное восприятие. Я расскажу вам сегодня, как можно эффективно использовать сказочные истории в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Сказка способствует развитию воображения, креативности, помогает ребенку научиться понимать окружающий мир, выражать свои чувства и мысли. Для детей с интеллектуальными нарушениями это особенно важно, ведь через сказочную историю они учатся строить причинно-следственные связи, расширяют словарный запас и развивают социальные навыки.
Цель моего выступления— продемонстрировать, как правильно подобранная методика работы со сказкой может стать ключом к успеху в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта.
А теперь, я расскажу о тех приёмах, которые использую в своей работе.
Слайд 3 1. Театрализация сказок — это отличный способ вовлечь детей в активное взаимодействие с материалом. Они учатся выражать эмоции, развивают мимику и жесты, улучшают память и концентрацию внимания. Например, мы можем предложить детям разыграть сцену из любимой сказки, распределив роли между участниками группы. Это также помогает укрепить социальные связи внутри коллектива
Приведу примеры упражнений:
Очень нравится ребятам кукольный театр
Куклы способствует улучшению коммуникативных навыков и расширению словарного запаса. С помощью кукол они могут проигрывать различные ситуации, что помогает лучше понимать и контролировать свои чувства. Манипулирование куклами требует координации движений, что способствует развитию мелкой моторики и общей физической активности.
Таким образом, участие в театрализации требует активного общения между детьми. Дети учатся выражать свои мысли и чувства словами, мимикой и жестами, а совместная работа над спектаклем укрепляет социальные связи и способствует развитию навыков сотрудничества.
Театрализация помогает детям справиться с собственными страхами и тревогами, проигрывая их через образы сказочных героев.
Следующий приём, который я использую в работе над сказкой это
Слайд 4 2. Комиксы - использование комиксов позволяет нам разбивать сложный сюжет сказки на отдельные сцены, делая его понятнее и доступнее для детей. Яркие картинки привлекают внимание и стимулируют интерес к чтению. Обучающиеся самостоятельно рисуют комикс на основе знакомой сказки, что развивает креативность и улучшает мелкую моторику.
Как работать комиксом?
Сначала надо разбить комикс на панели, каждая из которых отображает одно действие или событие. Это делает сюжет ясным и лёгким для восприятия.
Чтобы привлечь внимание детей и помочь им визуально представлять происходящие события, иллюстрации должны быть яркие. Добавляем реплики персонажей в виде облачков с текстом. Текст должен быть лаконичным и понятным даже для детей младшего возраста. Это позволит обучающимся лучше понять характеры героев и суть их взаимодействия.
Таким образом, комиксы на основе известных сказок — это инструмент для облегчения восприятия сюжета и развития визуального мышления у детей. Простые иллюстрации, чёткая структура и короткие тексты делают историю доступной и интересной для них.
Слайд 5 3. Лепка и моделирование позволяют обучающимся почувствовать связь между воображаемым миром сказки и реальной действительностью. Когда ребёнок создаёт фигурки персонажей или целые сценарии из пластилина или глины, он развивает мелкую моторику, что важно для письма, рисования и выполнения повседневных задач, а также улучшает зрительно-моторную координацию и учится работать с объёмными формами.
Что можно слепить (практические примеры):
Таким образом. Эти виды деятельности не только обогащают детский опыт, но и играют ключевую роль в общем физическом и умственном развитии ребёнка.
Слайд 6 4. Сенсорные дорожки — это увлекательные пути, созданные из разных материалов, которые дети проходят босиком или руками. Эти дорожки помогают развивать тактильные ощущения. Мы используем сенсорные дорожки, создавая тематическое пространство вокруг определённой сказки. Например, дорожка может имитировать путь героя через лес или поле, позволяя ребёнку буквально ощутить атмосферу сюжета.
Во время прохождения дорожки дети могут рассказывать фрагменты сказки, импровизируя и добавляя свои идеи.
Дети могут ходить, прыгать или ползать по дорожке, переживая приключения героев сказки. Это улучшает координацию движений.
Добавляю задания, связанные с поиском спрятанных предметов или выполнением физических упражнений на определенных участках дорожки. Это поддерживает интерес и вовлеченность детей.
Таким образом, использование сенсорных дорожек в изучении сказок превращает процесс обучения в увлекательное приключение. Такие занятия помогают детям лучше усваивать содержание сказки и формировать позитивное отношение к учебе.
Слайд 7 5. Эко-проекты - Прежде чем рассказать об этом приёме, я расскажу о себе. Я являюсь членом школьного волонтёрского отряда «Калейдоскоп», и активно принимаю участие в различных экологических акциях таких как: «Экологический патруль» (уборка Набережной Амура), «Общекраевой субботник» (благоустройство города), акция «Собирай и сохраняй» и другое., считаю, что своим личным примером, мотивирую детей на сохранение и бережное отношение к природе. Ну, а через эко-проекты позволяю детям глубже погружаться в мир природы, который часто в них встречается. Например, я организую проекты по созданию мини-садов, где дети сажают растения, наблюдают за их ростом и ухаживают за ними. Это помогает развивать ответственность, учит взаимодействовать с окружающим миром и стимулирует познавательную активность.
Участвуя в проектах, дети видят результаты своей работы и осознают важность бережного отношения к окружающей среде.
Экологические проекты интересны и разнообразны, что повышает интерес детей к учебе и способствует лучшему усвоению знаний.
Таким образом, экологические проекты, основанные на известных сказках, становятся инструментом для воспитания экологически сознательных и активных граждан будущего.
Слайд 8 6. Карты Проппа (31 карта)— это инструмент анализа сказочного сюжета. Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста,
который выделяет ключевые события и персонажей. Использование этих карт в работе с детьми помогает им лучше понять структуру и содержание сказки.
Карты Проппа позволяют детям выделять главные этапы сюжета, такие как отправка героя в путь, преодоление трудностей, получение помощи и достижение цели.
Это помогает детям увидеть логическую последовательность событий и лучше запомнить сюжет.
Анализируя мотивы действий персонажей, дети начинают понимать причины их поступков, что развивает способность к эмпатии.
Сравнивая разные сказки с помощью карт Проппа, дети замечают общие закономерности и отличия, что расширяет их кругозор.
Таким образом, использование карт Проппа не только облегчает понимание структуры сказки, но и стимулирует развитие важных когнитивных навыков, необходимых для успешного обучения и жизни.
Слайд 9 7. Кубик Блума — это методология, направленная на активизацию мыслительной деятельности обучающихся. Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано: Назови…. Почему…. Объясни…. Предложи…. Придумай… Поделись….
С помощью этого инструмента мы задаём детям вопросы разного уровня сложности, начиная от простых фактов ("Кто главный герой сказки?") до сложных размышлений ("Почему герой принял такое решение?"). Эта техника помогает детям глубже анализировать содержание сказки и развивать навыки аргументации
Углубленное понимание текста через систему вопросов, направленных на различные уровни познания.
Таким образом, кубик Блума является хорошим приёмом для развития аналитических способностей и глубокого понимания сказочных сюжетов.Начало формы
Вывод. Подводя итог, можно сделать следующий вывод: что использование разнообразных методов и приёмов работы над сказкой позволяет значительно обогатить учебный процесс для детей с нарушениями интеллекта. Каждый из рассмотренных нами приёмов играет важную роль в развитии когнитивных способностей, творческих наклонностей и социальной адаптации обучающихся.
Слайд 10 Своё выступление хотела закончить словами Альберта Эйнштейна
«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки».
(Альберт Эйнштейн)
Спасибо за ваше внимание и интерес к моей работе. Буду рада ответить на любые ваши вопросы.
© 2025 48