СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменившаяся идеология образования, направила вектор развития от «человека образованного» к «человеку культуры» и требует переосмысления и преобразования содержания, технологий профессионального образования. Современному педагог должен уметь проектировать развивающую социально-культурную среду, включаться в инновационные процессы в образовательной сфере, ориентироваться в вариативном содержании образования. Отсюда повышенное внимание общества к личности учителя, к модернизации системы его профессиональной подготовки. Рассмотрены новые подходы к организации педагогического образования, которые позволяют на первый план выдвинуть формирование личностного потенциала учителя, который реализует не только знаниевые функции, но и способен к индивидуально-творческой, инновационной деятельности, к самосовершенствованию и саморазвитию (И.Ф. Исаев, J1.C. Подымова, П.Е Решетников, В.А. Сластенин и др.).

Методологическая культура - особая форма деятельности педагогического сознания, управляющего мышлением педагога и проявляющаяся в методологических умениях целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры. Методологическая культура позволяет будущему учителю начальных классов быть более открытым новому педагогическому опыту. Специфика функционирования методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъектность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребовательности личностных структур его учеников [Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. – Воронеж, 1997.4].

Содержание методологической культуры будущего учителя начальных классов выстроено в логике личностно-ориентированной парадигмы образования (включает когнитивный, аксиологический, деятельностно-творческий и личностный аспекты). Аксиологический компонент призван ввести студентов в мир ценностей и оказать им помощь в выборе социально и личностно значимой системы научно-исследовательской проблематики, вычленить её актуальность, необходимость решения на данном этапе развития современной науки и практики. Когнитивный компонент направлен на формирование системы знаний об основных подходах, принципах и методах научного исследования. Деятельностно-творческий компонент обеспечивает формирование и развитие разнообразных способов деятельности и творческих способностей. Личностный компонент способствует развитию самопознания и рефлексии.

Сформировавшаяся методологическая культура студента – будущего учителя начальных классов проявляется:

– в обретении личностного смысла в освоении методологической культурой и собственной позиции (В.П. Бедерханова) в педагогической науке и практике;

– в его теоретико-педагогическом мышлении;

– в знании методологических характеристик исследовательской деятельности и умении их определять в конкретном педагогическом исследовании;

– в умении трансформировать собственное педагогическое сознание и коммуникативно-педагогическую деятельность;

– в умении преобразовывать персональную педагогическую технологию;

– в развитой способности к рефлексии всех аспектов целостной педагогической деятельности и собственного поведения;

– в способности к критико-рефлексивному анализу парадигмы и концепций как оснований педагогической науки и практики. Эти положения в общем виде могут выступать как критерии сформированности методологической культуры будущего учителя начальной школы.

Исследования последних лет посвящены и разным аспектам методического образования учителя. Авторы рассматривали взаимодействие педагогики и методики (И.В. Гребенев, М.Б. Успенский); для улучшения методической подготовки учителя начальной школы разрабатывалась система методических действий, общих и частных (А.П. Артемов, Л.А. Воловичева, B.C. Овчинникова, М.С. Соловейчик и др.); выделялось формирование общеметодических умений как условие профессиональной подготовки учителя начальных классов (Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, Л.И. Чернова и др.); обосновывалась диагностика методической готовности учителя (Л.П. Нестеренко).

Известные ученые-методологи педагогики Г.В. Абрамян, Е.В. Бережнова, Н.В. Бордовская, М.Я. Виленский, В.В. Краевский, Ю.И. Нечаев, В.М. Полонский, М.А. Розов, А.П. Тряпицына, Г.П. Щедровицкий и др. провели множество исследований по проблемам методологической культуры. Мететодологическая культура будущего учителя начальных классов несколько отличается и имеет свои особенности:

1. Так как младшие школьники только вступили в учебную деятельность, то одной из важнейших проблем в формировании и развитии методологической культуры будущего учителя начальных классов выступает воспитание духовно-нравственной личности. Включение личностных структур сознания студентов, таких как: мотивирующая, рефлексивная, критическая, коллизийная, смыслотворческая и т.д.

2. Проблема формирования и развития методологической культуры студентов зависит от выборов методов их обучения. В этих целях современные методы должны быть наполнены гуманистическим содержанием, выводить на самостоятельный поиск путей решения проблемы и т.д. например, метод проектов.

3. Учитель начальной школы – универсальный специалист, так как ведет множество учебных предметов. В этой связи, частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Будущий учитель начальных классов должен в совершенстве владеть фундаментальными теориями, в отличие от учителей-предметников, которые будут преподавать лишь один учебный предмет.

4. Учитель начальных классов – это тонкий психолог, особенно, если он работает по системе Л.В. Занкова (нужно постоянно исследовать общее развитие учащихся). В этой связи в состав методологической культуры учителя начальной школы обязательно должны входить знания педагогической диагностики.

5. Будущие учителя начальных классов должны знать о том, что теория – это одно, а практика – это другое. Часто, примеру, метод обучения, описанный в теории не совпадает с методом, который применяется в практике. Это понимание выступает как методологическая предпосылка инноваций в образовании.

23.04.2024 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП