СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерская - это хранилище методов и приёмов, используемых учителями на уроках

Хочу осветить педагогические технологии и приёмы, которые я использую в работе на уроках литературы, и их основополагающие принципы. Свою систему работы я назвала «Традиции + инновации = ценности», так как использую традиционные методы работы, а также инновационные технологии для реализации главной задачи – формирования духовно-нравственных ценностей личности. Почему именно на литературе хочется сделать акцент сегодня? Есть две причины: во-первых, моя методическая проблема, над которой работаю последние годы – формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы. Во-вторых, с введением обязательного итогового сочинения по литературе в 11 классе как допуска к итоговой аттестации выпускников основной школы возросла практическая роль изучения этого предмета.

2.Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Художественная литература выступает источником нравственных ориентиров, ценностей, патриотизма. Она облагораживает душу, учит самостоятельно мыслить, формирует мировоззрение.

Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета и телевидения. И поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.

3. В 21 веке значительно снижена роль литературного чтения. Не секрет, что объем чтения современного школьника составляет всего лишь 4 % от всего свободного времени. Многие выпускники средней школы знакомы с величайшими произведениями русской литературы только по экранизациям. Лишь немногие смогут процитировать строчки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина…А Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования первым предметным результатом изучения «Литературы» ставит осознание значимости чтения и изучения литературы обучающимся для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Как же вернуть книгу в современную жизнь? Как привить любовь к чтению? Как научить детей читать и понимать, читать и принимать, читать и перечитывать? Здесь я прислушалась к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».

Моя деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:

4- сотрудничество с библиотечной системой города в целом и в частности с библиотекой имени Н.К.Крупской, с Надеждой Михайловной Ильиной, заведующей отделом «Отрочество». Начиная с 5 класса раз в месяц проходят библиотечные уроки. Для работы на этих уроках выбираю лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу. Знакомство с этими произведениями происходит в форме рассказа о книге, чтения самых интересных мест, выявления идеи текста.

5- проведение нестандартных уроков литературы и внеклассных мероприятий как условие формирования читательской компетентности обучающихся. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: экскурсия, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, литературная гостиная.

6- участие в различных творческих мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней, посвящённых углублённому изучению литературы. Участие в таких конкурсах как «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений, конкурс сочинений «Без срока давности», акции «Голос Памяти» позволяет не только выявить творческие способности школьников, их артистизм, но и воспитать добросовестное отношение к делу, ответственность, гражданскую позицию.

Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания – всегда ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности обучающихся, воспитывать личность.

7 Технология проблемного обучения для меня привлекательна тем, что в процессе урока обучающиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель должен организовать работу таким образом, чтобы ученики самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и выводы, сравнивали и анализировали фактический материал, определяли, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить.

Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы ее решения.

При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения, нередко противоположные. И это особенно важно, так как показывает, что ученики думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.

Приведу конкретный пример. Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить обучающихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство. Так и Филька (главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.

Задаю ребятам вопрос:

- Каким добрым делам и поступкам учат ваши родители, дедушки и бабушки?

- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?

Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви, состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.

8 Технология развития критического мышления привлекательна тем, что предлагает оригинальные приемы и методы ее использования. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учащиеся становятся главными действующими лицами урока, они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Произведения замечательного русского писателя Л.Н.Толстого входят в действующую программу по литературе и являются настоящим кладезем мудрости. Творчество Толстого близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. В 6 классе, изучая рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» ребята получают настоящий урок доброты от писателя. Этот урок я давала в рамках нашего конкурса. Ведущей на уроке стала технология критического мышления. Основной приём - чтение с остановками, позволяющее «погрузить» учеников в текст, приучающее к медленному, вдумчивому, аналитическому чтению - и одновременно повышающее интерес к тексту, развивающее образное, творческое мышление детей. Стадия вызова – работа с названием рассказа, формулировкой проблемного вопроса. Осмысление – чтение и поэпизодный анализ текста художественного произведения. Рефлексия – обобщение наблюдений и формулировка идеи рассказа. Эта технология позволяет проанализировать не только текст предлагаемого произведения, но и применить знания к собственному опыту.

Конечно, на одном уроке невозможно показать все приемы, которые являются значимыми для данной технологии, ведь их немало. Например, очень интересный 9 прием кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. 10Приём «Верные – неверные утверждения», который хорош тем, что вызывает живой интерес у ребят, активизирует их. Чаще всего я использую этот приём на стадии вызова. Прием «Перепутанные логические цепочки» применяю, наоборот, чаще всего при обобщении темы. На отдельные листы выписываются предложения из текста, которые демонстрируются перед классом в нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.

Современный урок литературы сегодня невозможно представить без использования 11 информационных и коммуникативных технологий. Стараюсь проводить уроки так, чтобы обучающиеся за урок смогли не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Информационные технологии используются мной в обучении на всех этапах учебного процесса, а также во внеурочное время.

Таким образом, использование ИКТ на уроках литературы не только значительно повышает эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учащихся изучаемым материалом. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Своими находками и открытиями в области методики преподавания литературы мы с коллегами из моего родного лицея неизменно делимся на заседаниях методического объединения, руководителем которого я являюсь с 2015 года. Такое постоянное сотрудничество позволяет стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей русского языка и литературы нашего лицея.

В процессе работы педагога важным критерием является результативность. С целью выявления эффективности уроков литературы систематически провожу мониторинг и диагностику результатов. При оценке предметных результатов оцениваю не только способность воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях, но и умение использовать необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, точно и полно отвечать на поставленный вопрос. Считаю признаком результативности своей профессиональной деятельности высокий процент качества по предмету литература (во всех классах не ниже 60%), успешное написание итогового сочинения по литературе выпускниками прошлого учебного года и прохождение ЕГЭ по литературе в 2022 году выпускницами 11 класса (полученные баллы – 65, 68, 76), участие моих учеников в различных конкурсах и научно-практических конференциях по литературе.

12.Подводя итог своему выступлению, хочу подчеркнуть, что роль литературы в жизни человека, безусловно, велика. Русская литература – это основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову. В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Именно поэтому так важно изучать литературу в школе осознанно и всесторонне, к чему я стремлюсь на своих уроках.

Категория: Русский язык
31.03.2025 21:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП