СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие речевой самостоятельности у детей с ОВЗ через приобщение их к русским народным сказкам»
Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
По утверждению Л.С. Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы речевые навыки – речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки - это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания.
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушения речи у детей. При этом характер речевых патологий становится сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера и творческая активность. Если вовремя не исправить эти нарушения, то впоследствии могут возникнуть трудности общения с окружающими, мешающие детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это вынуждает искать новые эффективные методы и формы коррекционной работы.
В последние годы в специальном образовании, в частности в логопедии, заметно возрос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе. Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для формирования языковой компетенции, на наш взгляд, обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм, поучительность, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир, соответствуют образной структуре их сознания.
Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.
Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. В сказках имеются труднопроизносимые звуки, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся детьми с нарушениями речи. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи позволяет утверждать, что использование русских народных сказок в качестве материала для коррекционной работы не теряет своей актуальности и в наше время информационных технологий. Этому способствуют следующие особенности сказок: - язык народной сказки, отточенный множеством поколений, является наиболее доступным для восприятия и понимания ребенком с ОВЗ; - на основе сюжета сказки возможно создание практически неограниченного количества игровых заданий и упражнений, затрагивающих все сферы психического развития ребенка – памяти, мышления, восприятия, воображения, речи; - любая сказка несет в себе ярко выраженный эмоциональный заряд, который автоматически переносится и на предлагаемые педагогом обучающие и развивающие задачи и способствует созданию устойчивой положительной мотивации к совместной деятельности ребенка и взрослого. Использование русских народных сказок в коррекционно-развивающей работе способствует решению следующих задач: - активизировать пассивный и активный словари, создающие возможность для развития у дошкольников умения связных высказываний; - совершенствовать фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую стороны речевого развития; - развить речевую самостоятельность, детскую фантазию и воображение. С целью эффективного использования русских народных сказок в коррекционно-развивающей работе мною был разработан перспективный план по развитию речи. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе оформили Центр детской активности «Дом сказок», в котором подобраны сказки с учетом возрастных особенностей детей, наглядные - дидактические пособия, изготовлено пособие по сказкам «Круги Луллия», различные дидактические игры, мнемотаблицы, настольно- печатные игры, альбомы со сказками, придуманными детьми. Для стимулирования речевого творчества детей была оформлена зона с ширмой, декорациями и разными видами театра. Особое внимание уделяю умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизации. Для этого используются знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой. Именно драматизация сказок позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения); способствует повышению речевой активности, развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками. Использование в работе дидактического пособия «Круги Луллия» позволяют осваивать детьми мыслительных операций, преобразование признаков и их значений, способствуют повышению уровня речевого развития воспитанников. Круги Луллия позволяют проводить речевые упражнения на классификацию предметов, их словоизменение, способствуют развитию языкового чутья. В обучении творческому рассказыванию часто использую методы ТРИЗ (различные варианты работы со сказкой): – «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. – «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя). – «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. – «Салат» из сказок». Составить новые сказки, на основе изменения известных. Для развития навыков пересказа использую мнемотехнику, например, после прочтения сказки «Гуси-лебеди» предлагаем детям отправиться в путешествие на помощь братцу. За каждое выполненное речевое упражнение дети получают фрагмент сказки в рисунке. Затем дети последовательно выкладывают все фрагменты сказки и пересказывают ее. Важным условием эффективности коррекционной работы в речевом развитии дошкольников является организация взаимодействия с семьями воспитанников. В нашей группе организован семейный клуб «В гостях у сказки». Основная цель данного клуба: педагогическая поддержка родителей в коррекции речевых недостатков у дошкольников. Задачи семейного клуба: - обучение родителей приемам развития связной диалогической и монологической речи с использованием сказок; - вовлечение родителей в театрализованную деятельность с целью развития у детей фонематического восприятия, речевой самостоятельности, творческих способностей. Вывод: использование русских народных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, позволило нам достичь следующих результатов: у детей повысилась речевая активность, улучшилось фонематическое восприятие и качество звукопроизношения, дети приобрели навыки звукового анализа и синтеза, научились рассказывать и придумывать сказки на новый лад, стали чаще вступать в контакты со взрослыми и сверстниками. Народная мудрость гласит: ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
|
© 2022, Сотникова Лариса Николаевна 449