СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка занятия
«Животный мир Иркутской области»
(интерактивная игра)
Введение
Иркутская область расположена в зоне тайги. Свыше 80% территории ее занимают леса, где растут такие деревья как сосна, лиственница, кедр, береза, ель.
Фауна Иркутской области состоит из 84 видов млекопитающих, 326 видов птиц, 6 видов рептилий и 5 видов земноводных. Из них 35 видов занесены в Красную книгу, а 81 вид считается региональным. Всего требуют охраны 137 видов животных Иркутской области.
В водоемах Иркутской области насчитывается 70 видов и разновидностей рыб.
И хотя животный мир Иркутской области богат и разнообразен, вызывает восхищение, удивление и любовь людей изучающих его, теме этой уделяется не достаточное внимание. Например, если на нашем телевидении часто можно увидеть передачи и документальные фильмы о животном мире Африки, Австралии, и других мест планеты, то животный мир нашего региона освещается крайне редко.
Пробудить у юных жителей нашего города интерес к родной природе, определить уровень знания, восполнить пробелы поможет игра"Животный мир Иркутской области".
Данная игра является заключительным этапом изучения животного мира Иркутской области, призвана обобщить, систематизировать и дополнить знания детей о природе родного края.
Целевая аудитория: обучающихся от десяти - тринадцати лет.
Данная игра будет полезна как для педагогов дополнительного образования, так и для учителей во внеурочной дельности и при проведении классных часов.
Цель. Обобщить знания обучающихся о животном мире Иркутской области.
Задачи:
Расширить представления обучающихся о редких животных Иркутской области.
Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий. Пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к изучаемому материалу.
Формировать бережное отношение к животному миру.
Методическое обеспечение
Оборудование. Компьютер, проектор.
Видеоролики. салют, видеосюжет о животных.
Методическое обеспечение: Презентация – «Животный мир Иркутской области»"
Реквизит:
Ход игры
На столе перед каждым ребенком лежит комплект карточек с цифрами от одного до шести. Заранее один мальчик и одна девочка приглашаются в качестве судей. Им вручается оценочный лист. У мальчика таблица где перечислены участники девочки, а у девочки таблица, где перечислены участники мальчики. В таблице фиксируется каждый заработанный участниками балл. Судьи назначаются заранее и им разъясняются их обязанности.
Звучит песня «Зажигай».
– Мы собрались сегодня, чтобы узнать, кто из нас является лучшим знатоком родного края, так давайте не будем медлить! Перед каждым из вас лежит набор карточек с цифрами. Я задаю вопрос, вы думаете, потом после слов: Внимание, ответ! Поднимаете карточку с цифрой, которая соответствует правильному ответу.
1 тур (слайд 3). Задание 1
– Внимание, первый тур и первый вопрос
перед вами животные:
1.Медведь 2.Косуля
3.Кабарга 4.Бобр
5.Лиса
– Я читаю описание животного, вы соотносите это описание с изображением, и когда я говорю: Внимание, ответ, поднимаете карточку с номером животного.
1. Красивое, грациозное, быстро бегающее животное. Обитает как в тайге, так и в лесостепной части области. Имеет серовато-жёлтую окраску шерсти, что маскирует её от врагов и охотников. Вес достигает 40-50 кг. Численность 41-42 тыс. особей. (Косуля)
2. След этого хищного зверя похож на человеческий? (Медведь)
3. Маленький безрогий олень, или, как его часто называют, «сибирский кенгуру». Водится он в горных районах Восточного Саяна, Хамар-Дабана, в прибайкальских горах, на Северо-Байкальском и Патомском нагорьях. Вес 10-15 кг. У самцов имеются острые клыки, которые заменяют отсутствующие рога. (Кабарга)
4. Весной это животное «танцует» — поднимается на задние лапы и двигается в таком положении мелкими шажками. В основе танца «фокстрот» лежат знаменитые «па» этого танцора. Какое животное имеется в виду? (Лиса)
5. С 1935 г. По 1995 г. В водоёмы области выпущено свыше 10 тыс. этих зверьков, завезённых из Западной Сибири. Зверьки хорошо прижились, быстро расселились по территории области и стали предметом охоты. Их численность в области определяется в 115-120 тыс. особей. (Бобр)
Задание 2 (слайд 4) «Отгадай птицу»
– Следующий вопрос. Перед вами птицы.
1.Сова 2.Поползень
3.Дятел 4.Куропатка
5.Скворец 6.Кукушка
– Я читаю описание птицы, вы соотносите это описание с изображением, когда я говорю: «Внимание, ответ», поднимаете карточку с номером птицы.
1. Птица серого цвета, обнаруживающая себя своеобразными звуками, издаваемыми при взлёте. Обитает она по окраинам леса, ручьям, кустарникам, нередко залетает на поля. Численность резко сократилось, и на них запрещена охота.(Куропатка)
2. В песне этой птицы можно услышать кваканье лягушки, трель соловья, задорный свист мальчишки. ( Скворец)
3. Лучший древолаз из числа лесных птиц, ползающий вниз головой. (Поползень.)
4. Птица питается мохнатыми гусеницами, которых другие птицы не едят. (Кукушка)
5. Какая большая птица летает бесшумно? (Сова. У нее на крыльях особые перья, которые гасят шум)
6. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)
Задание 3(слайд 5) «По страницам Красной книги»
Перед вами животные, занесенные в Красную книгу Иркутской области.
– Следующий вопрос. Перед вами животные.
1.Снежный барс 2.Снежный баран
3. Сибирский козел 4.Красный волк
5.Черношапочный сурок
Нужно соотнести изображение с описанием животного.
1. Эта горная кошка питается и парнокопытными (бараны, козлы, дикие овцы и т.д.), и мелкими млекопитающими, например, мышами и зайцами. (Снежный барс)
2.. Еще одно название этого животного – толсторог. (Снежный баран)
3. По величине его рогов можно судить о возрасте самца: если разделить число поперечных валиков, расположенных на них, на два и прибавить единицу, то можно узнать, сколько лет животному. (Сибирский козел)
4. Еще одно его название - горный пес. Очень редкое животное. (Красный волк)
5. В их колонии обычно имеется одна зимовочная нора, используемая многими поколениями зверьков, и в ней зимует все население колонии, нередко до 25—30 особей. (Черношапочный сурок)
2 тур (слайд 6)
Задание 4. (слайд 7) «Составь слово»
Составь слово. Необходимо составить слово, в которое входили бы все данные буквы:
к л м а н к у ы и (каникулы)
Победитель в этом конкурсе тот, кто быстрее составит слово.
3 тур (слайд 8)
Задание 5. (слайд 9)«Что лишнее?»
Перед вами животные:
1. Шерстистый мамонт 2.Сологной
3. Соболь 4.Барсук
5. Росомаха
Какое из них лишнее и почему? Давайте я вам про них прочитаю.
1. Вид из семейства
2. Это прыткий и сильный хищник выглядит как обаятельная плюшевая игрушка,. Он питается главным образом грызунами и птицами, но его добычей могут становится и более крупные животные, намного превосходящие его по размеру – ондатра, кролики, зайцы. А когда опасность угрожает ему самому, испускает неприятный запах из анальных желез.
3. его называют жемчужиной сибирской тайги. Любимые места обитания — кедровые леса. Он отлично лазает по деревьям, но охотится на земле. Главная добыча — грызуны, птицы, насекомые. Нападает он и на зайцев, глухарей, тетеревов. Летом любит лакомиться мёдом диких пчёл, ягодами, спелыми кедровыми орешками.
4. Его жилище – сложнейшее сооружение, состоящее из нескольких ярусов. Входов в нору может быть до пятидесяти. Сами норы длинные, до десяти метров. Это – очень чистоплотные животные, свои жилища выстилают подстилкой из листьев и травы. Рацион питания составляют в основном лягушки, мелкие зверьки, орехи, трава, дождевые черви, птицы и яйца птиц.
5. В своей среде обитания для взрослых росомах нет врагов. Они могут дать отпор хищнику, превосходящему его самого в 5 раз. На людей росомаха не нападает, если только не загнать ее в угол. В этом случае срабатывает инстинкт самосохранения, и хищник становится очень опасным. Ее дивиз победить или умереть.
Задание 6 (слайд 10) Задание 6 «Найди ошибку»
Найди неверный ответ. Я зачитаю два утверждения, одно из них не верно. Какое?
Чтобы удачно перезимовать, летяги делают запасы на зиму. В сезон грызун может заготавливать несколько тысяч орехов. В зимний период они замедляют темп жизни.
Врагов у летяг нет. (Неверно. Их враги куницы, дневные и ночные хищные птицы и др.)
Задание 7. (слад 11) "Найдите ошибку"
Здесь изображен лось. Я зачитаю вам два утверждения. Верно лишь одно из них. Какое? Поднимите цифру.
Он также является самым высоким после жирафа копытным животным.
Зимой лоси питаются травой, которую находят под снегом, разгребая его своими широкими копытами.
4 тур. (слайд 12)
Задание 8 «Кто где живет» (слайд13)
В каком ярусе леса живет белка? (Второй ярус)
Задание 9 «Какое животное здесь лишнее?»
Кто из них не живет в Сибири?(слайд 14)
1.Кабан 2.Морал
2.Горностай 4.Ласка
(Исключений нет)
А теперь давайте посмотрим небольшой фрагмент фильма о животных.
( В это время жюри вместе с педагогом подсчитывают баллы, выявляют победителей)
3.Закрепление
Продолжи предложение:
– Горностая можно отличить от ласки по – (размеру, он немного больше, и по черному кончику хвоста зимой)
– Весной «танцует фокстрот» — поднимаясь на задние лапы и двигаясь мелкими шажками – (лиса)
– Самцам кабарги рога заменяют – ( острые клыки)
– Жемчужиной сибирской тайги называют – (соболя)
– Бесстрашный хищный зверь, которого предпочитают обходить стороной волки и медведи это – (росомаха)
4.Подведение итогов
Мир прекрасен, наши леса, тайга,
удивительные и разнообразные виды животных
знайте и берегите.
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту!
Теперь давайте узнаем кто из вас знает животный мир лучше.
Награждение победителей.
Для победителей звучат звуки фанфар и видео салюта.
Заключение
В процессе занятия обучающиеся не только повторят и систематизируют пройденный материал, но и получают новую информацию. Занятие способствует развитию навыков логического мышления, развивает интерес к природе Иркутской области. Также развивает навыки самостоятельного решения поставленных перед ребенком задач, учит наблюдательности, умению анализировать, видеть связи.
В перспективе целесообразно внимания уделять изучению животного мира Сибири и Иркутской области. Разработать презентацию «Животные Иркутской области, занесенные в Красную книгу», где большое внимание уделить отряду куньих, как наименее изученному нашими детьми.
© 2022, Горяшина Ольга Александровна 673