СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образовательная среда – система условий влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для воспитания и развития учащихся. Она содержит большое количество участников: учащиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Для каждого из них характерны собственное мнение, свой взгляд на общую картину мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров и конфликтных ситуаций в образовательной организации.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтах. Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации, является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии учащихся.
Чаще всего конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.
Проблема изучения конфликтов в образовательной среде поднята в России не так давно и параллельно ведется поиск способов её разрешения.
Актуальность проблемы обусловлена важностью поиска оптимального метода разрешения и устранения конфликтов в образовательной среде, как с целью улучшения качества образования, так и с целью воспитательного процесса, социализации детей и подростков.
Устранение конфликтов и их последствий в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Решение данной проблемы возможно при внедрении служб по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Деятельность служб примирения в образовательных организациях направлена на формирование безопасного пространства не только для учащихся, но и для работников организации и родителей, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Работа служб основана на парадигме восстановительного правосудия, то есть в центре внимания находится ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в самостоятельном заглаживании вины и восстановлении разрушенных отношений.
Для анализа конфликта и его решения службы примирения используют различные методы и подходы, например, методику школы примирения (или службы примирения), метод Сабона и метод диалога (Nansen dialogue). Эти методы привлекают к себе внимание своей гуманностью и эффективностью.
Модель школьной службы примирения в настоящее время активно используется во многих школах. Особенности данной модели заключаются в следующем.
1. В центре внимания данного метода ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в заглаживании им самим причиненного жертве вреда и восстановлении разрушенных отношений. А также важно, чтобы конфликтующие стороны перестали видеть друг в друге врага и поняли, как видит ситуацию противоположная сторона.
2. В школьную службу примирения входят учащиеся, поскольку часть происходящих в образовательном учреждении конфликтов скрыта от взрослых, и помочь решить их могут только сверстники.
3. В работе школьной службы примирения большое внимание уделяется воспитательному результату. Этот результат может выразиться в осознании участниками конфликта произошедшего события и последствий, в принятии на себя ответственности за исправление последствий случившегося, в обсуждении вопроса, что нужно делать, чтобы подобное больше не повторялось.
4. Школьная служба примирения стремится распространить свои идеи и принципы, популяризует их педагогам, ученикам и их родителям, проводит просветительские и обучающие мероприятия.
В настоящее время медиация в образовательной среде в форме школьных служб примирения развивается в России и имеет успешный опыт применения на практике.
Чем интересен метод урегулирования конфликтов- метод Сабона. Концепт Сабоны начал разрабатываться в 2004 году профессором по обучению миру Йоханом Галтунгом. Название «Сабона» пришло из африканской культуры «Зулу», что означает приветствие « я вижу тебя, я понимаю тебя, я принимаю тебя». «Сабона» - это инструментальные средства с семью основными категориями анализа, понимания и разрешения конфликтов. Первые три инструмента дают теоретический фундаментализм, который помогает выявить причины и стороны конфликта, а также проанализировать его. Следующие четыре инструмента- это практические пути решения конфликтов. Именно эти семь концептов Сабоны составляют теоретический базис и практическую часть, оказывая помощь в правильном выборе инструментов для эффективного и быстрого выхода из конфликта. Центральные элементы метода - это видение личности с противоположными целями и прогнозирование последствий поведения.
Цель Сабоны- повышение управляемости встречных целей и улучшение социальных навыков. Этот метод практически не используется в России, однако имеет широкий опыт распространения в скандинавских странах. Концепт Сабоны применим и эффективен как в образовательной среде, так и в любой сфере жизни человека.
Второй метод решения конфликтов является метод диалога (Nansen dialogue). Цель данного направления - это желание дать людям, живущим в ситуациях конфликта, способ мирной трансформации конфликта, основанный на демократии и правах человека. А также создание нейтрального пространства, где люди с противоположными мнениями смогут встретиться «лицом к лицу» в честном диалоге, посредством которого участники смогут понять взгляды, желания и потребности друг друга. Работа метода диалога строится на основных принципах:
1. Мероприятия разработаны в соответствии с территориальными традициями и культурой общества.
2. Повышение доверия и взаимоуважения, а также стремления к общей ответственности за рабочий процесс и результат.
3. Работа в партнерстве.
4. Многоуровневый подход, основанный на знаниях и опыте, ориентированный на долгосрочный результат.
5. Качество предпочитается количеству.
6. Систематический контроль и оценка результатов.
7. Обмен информацией, знаниями и опытом среди участников.
Метод диалога можно активно использовать в решении конфликтов как «бытовых», так и политических. Данная концепция поддерживает инклюзивное и интегрированное образование в многонациональных и многокультурных обществах, что является, безусловно, важным для современного российского образования.
Итак, образовательная среда - это пространство, в котором взаимодействует большое количество участников образовательного процесса. Часто это приводит к несовпадению интересов, мнений, взглядов, целей. В результате этого в образовательной организации преобладает нездоровый психологически-социальный климат, вследствие чего снижается результативность образовательного процесса.
Внедрение в образовательное пространство служб примирения и актуальных методов работы с конфликтами поспособствует решению этих проблем как в детском, так и взрослом коллективе. К тому же, с помощью описанных методов возможно не только урегулирование конфликтов, но и гармоничное развитие личности, привитие моральных ценностей и социальной компетентности.
Таким образом, функционирование служб примирения в образовательных организациях позволит:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса;
- повысить эффективность ведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности, направленной на снижение асоциального поведения среди учащихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей;
- создать условия для участия педагогов и родителей в решении актуальных задач в части профилактики правонарушений и девиантного поведения среди учащихся;
- оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации.
Список литературы:
© 2020, Тимонова Елена Сергеевна 253