СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начало урока… Учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные, или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Попробуем разобраться…
Значительную роль в уроке по ФГОС играет организационный момент. Он создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей
Что же служит импульсом к познанию? Импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, одежда учителя, звук, явление или просто приветствие. Например, приветствие под названием «Здравствуйте» .Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• успеха (указательными);
• большого (средними);
• во всём (безымянными);
• и везде (мизинцами);
• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Перед изучением любого материка можно показать детям символ олимпиады – олимпийские кольца (рис. 6). Спросить, знают ли они, что означают эти кольца, рассказать легенду их создания.
При изучении какой-либо страны, можно приветствовать ребят на языке этого государства.
Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.
В начале урока можно прочитать ребятам необычный прогноз погоды для эмоционального настроя на урок:
Всегда важен настрой на учебную деятельность. Для этого можно начать урок с интеллектуальной разминки - два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Например:
- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера); (горы, равнины, плоскогорья, плато, озеро);
- Что пропущено – логическая цепочка (ель – растение; заяц - …);
- Какое слово скрывается (орсигефард – гидросфера) и т.д.
Можно использовать прием – парадокс: один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» начать с рассказа:
«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Нижегородской - Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».
Основная задача организационного момента – настроить ребят позитивно на урок, подвести к этапу определения и формулирования темы урока.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов. Существует множество приемов для определения учащимися темы урока:
1. Кроссворды, ребусы, шифрование, загадки
2. Поиск ответов на вопросы
3. Просмотр видеофрагментов
4. Ассоциативный ряд
5. Доскажи словечко
6. Исключи лишнее
7. Продолжи логическую цепочку
8. Синквейн
9. Метод дедукции
10. Парадокс
11. Вопрос – провокация
12. Мобильная связь
Отдельно остановимся на некоторых приемах.
Прием «Мобильная связь»
Многие дети любят играть в игры на мобильном телефоне, иногда даже во время урока. Конечно, это запрещено. Данный прием в виде игры не запрещает пользоваться мобильным телефоном. Мобильный телефон даже необходим в данном случае. Каждой цифре на панели телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер. Используя собственный мобильный телефон, школьники расшифровывают тему урока:
2(3); 3(2); 6(3); 3(2); 6(1) – ВЕТЕР
2(1); 6(3); 5(1); 5(3); 6(2); 7(1); 3(2); 6(1); 2(1) – АТМОСФЕРА
Прием «Кроссворды, ребусы, шифрование, загадки»
Ребятам предлагается прочитать стихотворение:
Есть одна планета - сад, в далеком космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют, журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету - ведь другой похожей нет!
Определить, какие оболочки планеты Земля предстоит изучить в течение года (табл.1)
Таблица 1
Внешние оболочки Земли |
|||
? |
?
|
? |
? |
Также на партах лежат коробочки (В них находятся горные породы и минералы). Ребятам необходимо определить, какую оболочку они начнут изучать на уроке?
Прием «Ассоциативный ряд»
Учащимся предлагается рассмотреть фотографии, рисунки, схемы и т.п. и определить тему урока.
Например: определите, изучив фотографии и рисунки, какой материк мы сегодня начнем изучать?
Прием «Синквейн»
Учащимся предлагаются синквейн или синквейны, при помощи которых они определяют тему урока.
Например:
Прием «Стихотворение»
Прием довольно давно и часто используется педагогами, так как несложен для детей.
Необходимо определить тему урока прочитав следующее стихотворение:
Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”.
Применение разнообразных приемов на начальных этапах урока повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению материалов урока в частности и предмета в целом.
© 2020, Шитова Вероника Валериевна 613