СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию интерактивного пособия «коррекция и развитие социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Демская Ксения Олеговна

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский политехнический колледж имени А. К. Савина»

АННОТАЦИЯ

Данная работа направлена на изучение возможностей игры для коррекции социально-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Актуальность исследования обусловлена важностью формирования социальных навыков дошкольников для нормального личностного роста. В работе рассматриваются возможности влияния современных игровых технологий на коррекцию эмоциональной сферы детей с СДВГ.

Результатом работы явилось создание специального интерактивного пособия для родителей воспитателей ДОУ по организации коррекционной работы посредством системы специальных игр для детей с СДВГ. Пособие состоит из двух блоков: диагностического и коррекционного.

Данная методическая разработка позволяет повысить информационную компетентность воспитателей по данной проблеме и организовать оптимальный режим педагогического взаимодействия воспитателя с детьми с СДВГ.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

2

Содержательная часть

4

Заключение

12

Список литературы

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие ребенка.

Почти в каждой группе детского сада найдется хоть один ребенок, поведение которого мешает всей группе, а главное, ему самому. Он отвлекается, вертится, выкрикивает ответ, не дослушав вопроса. Одним словом, это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – состояние, которое часто встречается в дошкольном возрасте, характеризуется многогранностью клинических проявлений и их значительным влиянием на все последующее нервно-психическое развитие ребенка.

В дошкольный период происходит развитие психических и физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах деятельности, что, в свою очередь, создает условия для направленного формирования интеллектуальных способностей дошкольника, приобретая особую важность в период его подготовки к обучению в школе. А у детей с СДВГ наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

Цель работы: данная методическая разработка позволяет повысить информационную компетентность воспитателей по данной проблеме и организовать оптимальный режим педагогического взаимодействия воспитателя с детьми с СДВГ и их родителями.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Интерактивное пособие разработано в программе Microsoft Power Point, которая является общедоступной и достаточно легкой в работе.

Данное пособие состоит из 11 слайдов, на которых представлены инструкции и необходимый материал.

Интерактивное пособие выполнено в нейтральных тонах с соблюдением все требований к оформлению презентации Microsoft Power Point,

На первом слайде (титульном) указано образовательное учреждение, название данного интерактивного пособия, кнопка «Далее» для продолжения работы, перехода на следующий слайд и рисунок озорного ребенка (в соответствии с тематикой рассматриваемого вопроса).

На следующем слайде (слайд 2) размещено обращение к воспитателям и родителям с целью привлечения внимания, повышения заинтересованности в использовании материалов данного интерактивного пособия в работе с детьми с СДВГ. Также на этом слайде размещена кнопка «Далее» для продолжения работы, перехода на следующий слайд (слайд 3) и рисунок озорных детей.

На третьем слайде помещена инструкция для воспитателей и родителей с описанием возможностей и особенностей работы в данном пособии. Инструкция сделана максимально просто: состоит из трёх пунктов, к каждому пункту прикреплена информирующая фотография. Также на этом слайде размещена кнопка «Далее» для продолжения работы, перехода на следующий слайд (слайд 4).

Нажав на кнопку «Далее» переходим непосредственно к содержанию интерактивного пособия. На 4 слайде размещена вспомогательная информация и две гиперссылки для работы в «Диагностическом блоке» и «коррекционном блоке».

При нажатии на гиперссылку «Диагностический блок» происходит переход на следующий слад (5 слайд), где размещены методики исследования социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. На данном слайде есть кнопка «Домой», при нажатии на которую появляется возможность возвращения на слайд 4 и выбора гиперссылки «Коррекционный блок».

При нажатии на любую гиперссылку открывается документ в программе Microsoft Word с подробным описанием проведения данной методики, получения по ней результатов и при необходимости стимульный материал. Так, например, при нажатии на первую гиперссылку «Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко открывается документ с ее описанием.

На данном слайде есть кнопка «Домой», при нажатии на которую появляется возможность возвращения на слайд 4 и выбора гиперссылки «Коррекционный блок». При нажатии неданную гиперссылку пользователь попадает на слайд, где размещены вкладки с рекомендациями «воспитателям», «родителям» и «детям».

При нажатии на гиперссылку «детям», ребенок может посмотреть обучающий мультипликационный фильм «Сказка «Обезьянка Непоседа», где ребенку в доступной для него форме заказывают о причинах его поведения и дают рекомендации, как ему справиться.

При нажатии на гиперссылку «Родителям» родители могут ознакомиться с конкретными, практическими советами и рекомендациями по обращению с ребенком с СДВГ. Также на данных слайдах есть кнопка «Домой», при нажатии на которую появляется возможность возвращения на слайд 6 с рекомендациями «воспитателям», «родителям» и «детям». И также сть кнопка «Далее» для дальнейшего ознакомления с советами и рекомендациями, расположенными на последующих слайдах.

После возвращении на слайд 6 с рекомендациями «воспитателям», «родителям» и «детям», у пользователей появляется возможность рассмотреть еще одну вкладку «воспитателям».

В данном блоке представлена картотека коррекционных и развивающих игр для детей с СДВГ подобранные по трем определяющим направлениям:

  • дефицит активного внимания,
  • двигательная расторможенность,
  • импульсивность.

При нажатии на одну из трех ссылок, открывается документ, где подробно описаны данные игры, правила и особенности их организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном документе представлены методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ при помощи различных игр по трем направлениям: двигательная гиперактивность, нарушение внимания, высокая импульсивность. Данная методическая разработка включает два блока: диагностический и коррекционный. В диагностическом блоке описаны методы и методики диагностирования гиперактивных детей. Все методики подробно описаны и имеют необходимый стимульный материал. Коррекционный блок включает в себя 21 игру, с подробным описанием правил и особенностей организации.

Данная методическая разработка значительно облегчит процесс педагогического взаимодействия воспитателей с детьми с СДВГ и значительно скорректирует социальные проблемы дошкольника, поможет детям в преодолении негативных последствий СДВГ. Также данным пособием могут воспользоваться родители, воспитывающие детей с СДВГ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аревкова, С.Г. [Электронный ресурс]. Сборник детских игр, 2018. – Режим доступа: http://littlehuman.ru/393// (Дата обращения: 18.03.2020).
  2. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях [Текст] / Г. В. Фадина [и др.]. – Балашов: Издательство «Знание», 2014. – 64 с.
  3. Калинина, Р.А. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.А. Калинина. – Псков: Издательский дом «Печать», 2015. – 134 с.
  4. Кряжева, Н.Л. Игры для особенных детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Москва: Издательство «Парта», 1997. – 191 с.
  5. Лешли, Д. А. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст] / Д.А. Лешли. – Москва: Просвещение, 2011. – 131 с.
  6. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2015. – 190 с.
  7. Чистякова, М.И. Шпаргалка для взрослых: Психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / М.И. Чистякова. – Москва: Издательство «Знание», 2005. – 241 с.
  8. Шевченко, Ю.А. Игры для гиперактивных детей [Текст] / Ю.А. Шевченко, М.А. Шевченко // Журнал «Обруч» – 2000. – № 1. – С. 34-59.
  9. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www. Shool. edu.ru / (Дата обращения: 11.04.2020).
  10. Студопедия. Ваша школопедия: [Электронный ресурс]. М., 2001-2012. URL: http: https://studopedia.ru/3_193213_ktd-vidi-etapi-podgotovki-i-provedeniya.html (Дата обращения: 20.04.2020).
  11. Я - дошкольник [Электронный ресурс] // Сидоров, С.В. Сайт педагога-психолога. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/ organizacija_vospitatelnoj_raboty/uchebnye_materialy/vospitatelnaja_shou_tekhnologija/4-1-0-65. (Дата обращения 02.04.2020).

01.06.2020 18:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП