СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения контрольных работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика каждого вида контрольной работы требует особой методики её проведения. Каждый вид проводится в письменной форме.

Диктант является таким видом письменной работы, при котором учитель диктует текст, а учащиеся записывают его на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала учитель читает весь текст медленно и выразительно. Учащиеся слушают его и уясняют содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. При этом желательно, чтобы учащиеся по возможности запомнили предложение и повторилии его до записи "про себя", что предупредит забывание и переспрашивание. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика. Слова и их формы, правописание которых ещё не изучено к данному моменту, учитель четко проговаривает вслух во время диктовки ( орфографическое чтение), либо выписывает эти слова на доске, подчеркивая "трудные" буквы.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети следят по тетрадям, проверяя написанное. Проверка написанного диктанта длится примерно пять - восемь минут в зависимости от объёма текста.

Задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст. После написания текста и его проверки учитель читает вслух задания, а дети, следя по доске, уясняют их. Затем они выполняют самостоятельную работу: либо прямо в тексте производят разбор ( например, подчеркивают главные члены предложения, разбирают слово по составу, указывают части речи), либо выписывают слова из текста ( например, при делении слов для переноса, при узнавании слов по схеме, при подборе однокоренных слов и т.д.).

Проводя контрольное списывание, учитель записывает текст на доске до начала урока. Сначала дети читают текст; возможен вариант, когда учитель читает, а дети следят за записью на доске. Затем учащиеся осмысливают написанный текст: находят начало и конец каждого предложения, обнаруживают " трудные места" ( орфограммы).Учитель напоминает учащимся, что списывать текст надо не по отдельным словам и буквам, а предложениями, диктуя себе слова по слогам. После этого текст списывается и проверяется детьми ( сличается написанное с доской). По окончании самопроверки написанного дети выполняют небольшие дополнительные задания.

При проведении такого вида работ, как изложение, учитель читает текст вслух, дети внимательно слушают и следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. После прочтения можно задать уже вопрос по содержанию ( например, оценить поступок действующего лица, выявить главную мысль текста, связать её с заглавием). Затем текст прочитывается вторично, разбивается на части. Коллективно составляется план. Учитель записывает его на доске. Обычно это назывные или нераспространенные предложения. Проводится орфографическая подготовка к написанию: трудные слова учитель выписывает на доске, напоминает о правописании слов с безударными гласными в корне, в особенности в глаголах с приставками, ибо в текстах повествовательного характера для письменных изложений без них не обойтись.После такой предварительной подготовки учитель прочитывает текст последний ( третий) раз, после чего дети самостоятельно пишут его, придерживаясь плана.

Тестирование проводится на отдельных карточках ( для каждого ученика). Дети читают задание, уясняют его и выполняют прямо в карточке : вставляют нужную букву, выбирают из нескольких вариантов правильный, находят ошибки в разборе слов, предложений. Особенностью проведения такого вида контрольной работы является полная самостоятельность учащихся.

24.03.2019 17:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП