СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики диагностики учебной мотивации в начальной школе 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К, Маркова)

Эту методику школьной мотивации можно давать всему классу, чтобы узнать структуру мотивации учеников, определить детей, мотивированных на учёбу, и учеников, у которых есть сложности.

Для проведения такой диагностики школьной мотивации вам нужно подготовить по восемь карточек для каждого ученика, на каждой из которых будет написано утверждение о причинах учёбы в школе. Первые четыре утверждения из списка соответствуют познавательным мотивам, последние четыре — социальным.

  • Я учусь для того, чтобы все знать.
  • Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
  • Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
  • Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
  • Я учусь, чтобы быть полезным людям.
  • Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
  • Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
  • Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Из этих карточек ученику нужно составить лесенку: выбрать карточку с самой главной по его мнению причиной и сделать её первой, самой верхней ступенькой (наклеить на лист бумаги, если вы проводите диагностику школьной мотивации со всем классом), чуть ниже положить вторую с менее важной причиной и так далее.

Вам нужно проанализировать, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии.

Гармоничное сочетание — два социальных мотива и два познавательных. Три или четыре мотива одного типа говорят о том, какой мотив обучения доминирует.

Если в первую четверку попадает от двух до четырёх познавательных мотивов, то это хорошая основа для учебной мотивации. Если же в первой четвёрке преобладают социальные мотивы, нужно обратить внимание на успехи ученика и заняться развитием внутренней учебной мотивации:

  • создавать для ученика ситуации успеха: подбирать задачи адекватного уровня сложности, замечать даже небольшие достижения;
  • хвалить за усилия и попытки, а не только за результат; объяснять, что в большинстве случаев высокие результаты связаны с усилиями и временем тренировок, а не с талантами и выдающимися способностями;
  • показывать «чудо открытия»: регулярно отмечать разницу — что ученик не умел раньше, чему научился и что умеет сейчас.
02.05.2021 16:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП