СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи при обучении физике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи при обучении физике.

В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

Можно сказать, что разделение школьного образования на предметы, в какой - то мере разрушает для учащихся мир как целое. Сейчас, как мы знаем, на стыке одних происходит возникновение новых наук, которые становятся основой современного производства и прогрессивных технологий. Это химическая физика, биофизика, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Бионика, например, вобрала в себя данные почти 20 наук и оказывает активное действие на многие отрасли человеческих знаний. Все они связаны между собой, потому и школьные учебные предметы не должны быть изолированы друг от друга.

Использование межпредметных связей при обучении физике способствует формированию у учащихся целостной системы знаний, помогает им знания одного учебного предмета использовать при изучении другого и даёт возможность взглянуть на изучаемый объект с разных сторон.

Различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во время ни прохождения программы различных предметов, вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.

Для осуществления межпредметных связей можно использовать различные приемы, например, домашнее задание по другим предметам. Перед изучением темы Атмосферное давление дается домашнее задание повторить, этот материал из учебника географии 6кл.

Перед изучением темы «Электрический ток в жидкостях» 10 кл рекомендуется повторить тему «Электрическая диссоциация2 из учебника химии 9кл. Напоминание ранее изученного учебного материала важно использовать при изучении физики в 7клаесе, т.к. школьники обладают еще малым запасом физических знаний, но элементы физики они изучали в курсе «Окружающего мира», где и учились наблюдать, производить опыты с простейшими приборами. Ряд сведений и практических умений, необходимых для изучения физики школьники получили при работе на уроках технологии.).

Одним из приемов осуществления межпредметных связей является создание проблемной ситуации на уроках физики. Это постановка вопросов при ответе, на которые необходимо привлечь знания, приобретенные ранее из других предметов. Например, при изучении темы испарение широко используются знания, полученные на уроках географии и биологии.

Объяснение явлений изученных уч-ся ранее на уроках других предметов. Величина архимедовой силы значительно увеличивается при погружении тел в воду, т.к. плотность воды значительно больше, чем плотность растений, поэтому листья водорослей могут держаться в воде расправленными, не нуждаясь в механической опоре.

Включение в изложение материала урока фактов из других учебных предметов. Например, изучая оптику, где говорится о восприятии света, повторяем материал о строении глаза (палочки, колбочки, почему вечером все серое). Говорим о том, как видят разные животные (лягушка видит мир сквозь розовые очки, а черепаха через зеленые), здесь же можно рассказать о работах Гете, что он заложил основы учения о «физиологических цветах» иначе говоря, он создал ветвь биофизической науки. Связь с биологией этим способом осуществляется при изучении материала глаз и зрение в 9 классе изучая ультрафиолетовое излучение, дается материал о витаминах «А» и «Д».

Большие возможности для реализации межпредметных связей имеются при решении задач, в первую очередь это связь с математикой. С первых уроков решения задач нужно обращать внимание на такие понятия, как «прямая и обратная пропорциональность». Их формирование начато на уроках математики в 6 классе, также нужно использовать навыки решения простейших уравнений на нахождение неизвестного множителя, делителя и т.п.

При выполнении лабораторной работы, где надо построить график зависимости силы упругости от удлинения пружины, вспоминаем, что это график прямой пропорциональности. Подбираются такие задачи, текст которых содержит информацию из других учебных предметов. Учащиеся самостоятельно составляют задачи связанные с биологией и технологией, используя таблицы «Скорости движения в живой природе», «Физика человека» и др. из справочника по физике и технике под редакцией Еноховича А.С. Ученики составляют задачи экономического содержания, которые заставляют задуматься, например, о том, сколько нужно денег потратить на бензин, чтобы сделать одну поездку и, зная что КПД двигателя 30% вычислить сколько денег «уходит на ветер».

При изучении темы «Работа и мощность электрического тока» ученики приносят технические паспорта электрических приборов и по ним составляют задачи на вычисление стоимости работы электроприборов в квартире за определенный период времени.

Задачи с литературным содержанием развивают речь, учат внимательному прочтению произведений, размышлению над ними. Или, например, анализируем известные пословицы: верны ли они с точки зрения физики. («Чем глубже вода – тем легче плавать» – с точки зрения физики не верна)

Исторические сведения, используемые на любом уроке, делают его социально осмысленнее. В учебнике истории есть параграфы, в которых говорится о развитии науки и культуры в определенные периоды развитии общества, благодаря этому материалу осуществляются двусторонние межпредметные связи. Существуют и другие способы осуществления связи между физикой и историей это исторический экскурс, сообщение уч-ся о жизни и деятельности ученых, использование ярких исторических фактов или «крылатых высказываний» ученых.

Иногда на уроках физики присутствуют и музыка, поэзия, живопись. Нужно показывать многообразие мира, его красоту, гармонию, взаимосвязь, а не просто рассказывать о действии законов природы. Говорим о красоте природных явлений и объясняем их с точки зрения физики (закат, радуга, иней и др.). Учащиеся выполняют рисунки ко дню космонавтики, при изучении сообщающихся сосудов и т. п.

В помощь учителю русского языка и литературы ведется словарная работа. Физические термины учащиеся должны правильно писать и употреблять. Можно, например, дать для домашнего задания написать сочинение, например, «Зачем человек работает»" или пофантазировать на тему 2Как бы я прожил три дня без электричества» и др.

Очень успешно межпредметные связи реализуются на интегрированном уроке, который проводят вместе учителя разных предметов. При изучении строения атома, согласовав сроки изучения тем, проводим с учителем химии интегрированный урок изучения нового материала. Задачи этого урока - начать формирование представления о строении атома, атомного ядра, продолжить формирование представления о единстве природы, раскрыть межпредметные связи физики и химии.

При изучении электрических явлений в 8 классе проводим интегрированный урок с учителем ОБЖ «Плюсы и минусы электричества», с учителем биологии урок «Глаз как оптическая система и зрение», в 9 классе – интегрированный урок с учителем музыки «Звуковые явления» и другие.

Много возможностей для осуществления межпредметных связей на внеклассных мероприятиях. Это может быть комплексные экскурсии, мероприятия по типу телевизионных передач, викторины и другое.

Проблема межпредметных связей относится к числу педагогических проблему требующих коллективного опыта учителей для своего решения.

Установление связей между знаниями из разных предметов помогает учащимся устанавливать причинно-следственные связи явлений, оценивать мировоззренческую и практическую значимость новых знаний и служит одним из стимулов интереса школьников к обучению.

Материал для осуществления межпредметных связей можно найти в книгах: Ю.И. Дик. Межпредметные связи курса физики в средней школе, Г.Р. Иваницкий Мир глазами биофизика, К.Ю. Богданов. Физик в гостях у биолога, В.М. Мосмак. Природа наших ощущений, В.И. Чуднов. Тишина против шума, В.И. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения и др.

Приходилось ли вам на уроках по своему предмету обращаться к знаниям учащихся по другим предметам?

Категория: Физика
23.06.2023 09:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!