СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мягкие» и «жёсткие» навыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навыки, которые школьники получают в школе, можно разделить на «жёсткие» и «мягкие». Hard skills, или «жёсткие» навыки — это набор профессиональных знаний и умений. Они в первую очередь пригодятся в работе, их легко можно измерить. Например, уровень английского языка, степень владения программированием, скорость печати. Для обучения «жёстким» навыкам есть понятные алгоритмы действий. Например, будущий программист осваивает в школе математику, посещает уроки информатики, осваивает язык программирования, пишет сначала простейшие, а затем сложные программы. С «мягкими» навыками сложнее. Они универсальны, не связаны напрямую с определённой специальностью и отражают личные качества человека. К ним относятся, например, творческое и критическое мышление, умение общаться с людьми и управлять временем. На Всемирном экономическом форуме назвали 10 главных навыков, которые понадобятся специалисту любой профессии в 2020 году:
  • Комплексное решение проблем
  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Управление людьми
  • Взаимодействие с людьми
  • Эмоциональный интеллект
  • Принятие решений
  • Клиентоориентированность
  • Переговоры
  • Гибкость мышления
«Мягкие» навыки не зависят от количества прочитанных учебников, они формируются только через постоянную практику.
Как проектировать урок, чтобы развивать и «жёсткие», и «мягкие» навыки?
Обратимся к опыту западных коллег. Американский психолог Бенджамин Блум предложил планировать занятия с помощью пирамиды учебных целей, чтобы развивать высокие формы мышления школьников. Чем полезен такой подход? Метод помогает лучше структурировать материал урока: педагог не только делится с учениками новой информацией, но и помогает её осмыслить, оценить и применить в жизни. Благодаря этой методике учителю легче отслеживать прогресс в обучении.
Пирамида учебных целей Блума — иерархия учебных целей, которая описывает уровни освоения предмета.
С помощью пирамиды учителя смогут составлять план занятий таким образом, чтобы ученики работали с материалами урока, критически оценивая их и делая собственные выводы. Для этого Блум выделил шесть основных действий с информацией. Ниже мы опишем цель каждого действия и приведем пример того, как это выглядит на практике. По сути, это алгоритм формирования любого навыка.
Навык Цели
Знание Запоминание и воспроизведение информации.
Понимание Осознание смысла, описание своими словами.
Применение Использование знаний в новой ситуации, на практике.
Анализ Разделение информации или концепции на части.
Оценка Выражение отношения к материалу или концепту, его оценка.
Синтез Комбинирование усвоенных знаний, формирование из них новые конструкций.
Пирамида учебных целей позволяет также спланировать урок, на котором ученики будут формировать «мягкие» навыки в процессе развития «жестких» навыков, делая обучение более эффективным.
Мягкий навык Уровень пирамиды Задание
Критическое мышление Оценка, анализ Сделать презентацию по теме «Декабристское движение 1825 года», которая раскроет предпосылки к восстанию. Ограничения: не более 15 слайдов и 20 слов на слайде.
Креативное мышление Анализ, оценка, синтез Придумайте план решения экологических проблем России, оценив их причины и следствия.
Эмпатия Анализ, оценка Проанализируйте мотивы поведения главных героев романа «Евгений Онегин» вначале и в конце произведения. Сделайте вывод
Категория: Всем учителям
12.06.2019 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП