СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации
по использованию цифровых образовательных ресурсов
в учебном процессе по учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика, 5 класс».
Практически все ЦОР (Цифровые образовательные ресурсы), предназначенные для организации фронтальной работы на уроке, представляют собой файлы, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, версия Microsoft PowerPoint 2003. Абсолютное большинство из них воспроизводятся без сбоев и в более ранних версиях этой программы. Однако, для того, чтобы использовать возможности предлагаемых ресурсов в полной мере, целесообразно установить на компьютере как минимум версию Microsoft PowerPoint 2003. Для организации фронтальной работы учителю потребуются проектор и экран или интерактивная доска. Чтобы изображение не оказалось слишком мелким, при выборе размера экрана и, соответственно, проектируемого изображения учитель должен учитывать размер класса и удаленность учащихся от экрана.
Задания для индивидуальной работы – тесты, представляют собой прикладную программу, о работе с которой говорится в соответствующем разделе рекомендаций.
Предлагаемые ЦОР способствуют повышению эффективности работы учителя и ученика на уроке. С помощью данных материалов можно:
Представленные ЦОР делятся на 5 типов:
Материал, предназначенный для фронтальной работы на этапе введения новых знаний.
ЦОР этого типа помогут учителю:
Материал, предназначенный для фронтальной работы на этапе формирования умений.
(Пазлы, зашифрованные слова, иллюстративный материал к заданиям из учебника и т.п.)
Одна из основных дидактических целей обучения математике в 5-6 классах – формирование прочных вычислительных навыков. Известно, что формирование прочных навыков возможно при многократном выполнении однотипных упражнений, что влечет за собой быстрое утомление и потерю интереса. Один из путей преодоления этих негативных явлений – создание игровых ситуаций, подача материала в занимательной форме. Использование представленного материала дает возможность учителю в значительной степени решить эту проблему.
ЦОР данного типа представляют собой интерактивные материалы различных типов: пазлы, зашифрованные слова или математические термины, которые собираются (расшифровываются) в результате указания правильного ответа: курсор подводится к правильному ответу (он должен принять форму ладони), и производится щелчок левой клавишей мыши. Если выбран правильный ответ, появляется фрагмент рисунка или буква зашифрованного слова, если неправильный – программа предложит вернуться к этому заданию и выполнить его еще раз.
Значительную помощь учителю на этом этапе окажут задания по отработке умений использования нового правила, алгоритма и т.п. Они содержат образцы оформления записей решения, правильно выполненные задания для самопроверки.
Материал, предназначенный для коррекции и контроля знаний.
(Математические диктанты)
Математические диктанты предназначены для контроля и коррекции знаний учащихся в процессе изучения темы, а также для организации повторения правил арифметических действий в ходе прохождения других тем курса. Они позволяют учителю организовать самостоятельную деятельность учащихся с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок, что обычно бывает осуществить довольно затруднительно.
Большинство математических диктантов в одном варианте проводится на начальном этапе изучения темы. Они дают возможность:
Таким образом, в процессе обучения организуется приближенная обратная связь. Поясним, как проходит работа с этими материалами.
В ЦОРах такого типа на первом этапе по щелчку левой клавиши мыши появляется задание. Учитель прочитывает его, учащиеся либо записывают только ответ, либо задание, его решение и ответ, после этого появляется следующее задание. Таким образом, учитель может регулировать скорость появления заданий, в зависимости от уровня класса. Наибольший эффект достигается, если учащиеся записывают решение «под копирку». После того, как выполнены все задания один экземпляр учащиеся отдают учителю, а второй оставляют у себя. После этого переходим ко второму этапу.
На втором этапе осуществляется фронтальная проверка. Ответы также появляются по щелчку мыши. Учитель задает вопрос: «У кого получился другой ответ?». Тем учащимся, которые подняли руки, следует задать вопрос: «Как ты рассуждал?» Проговаривая вслух свои рассуждения, ученик, как правило, находит свою ошибку. Учитель имеет возможность определить характер ошибки: не понят новый материал, допущена вычислительная ошибка, не понято задание и т.п. Учащиеся, которые допустили ошибки, выполняют работу над ошибками.
Аналогичная работа проводится и с диктантами на 2 варианта. Математические диктанты в 2-х вариантах в основном проводятся в конце изучения темы. Они дают возможность:
Получение учителем результатов работы учащихся, а учениками оценок своей работы становится возможным благодаря мгновенной фронтальной проверке.
Большинство математических диктантов состоит из 5–ти заданий. За каждое правильно выполненное задание, ученик получает 1 балл. При такой системе оценивания удобно выставлять итоговую оценку.
Материал для организации итоговых уроков
(Сюжетные игры или игры соревнования)
Эти ЦОР позволят учителю в игровой, занимательной форме проводить итоговые уроки по той или иной теме. По сути, эти уроки являются зачетными, но не несут отрицательной эмоциональной нагрузки, которую свойственно испытывать детям в момент проведения тех или иных контрольных мероприятий. К каждой игре дается комментарий, текст которого расположен на первом слайде стартового файла.
Материал для предварительного тестирования
(Тесты)
Эти ЦОР позволят учащемуся в режиме индивидуального пользования проверить свою готовность к итоговому тестированию по определенной теме. Созданная программа для предварительного тестирования дает возможность учащимся увидеть в итоговом отчете о выполнения теста задания, в которых допущены ошибки. Итоговое тестирование по теме проводится по книге УМК 5 – 6 класс, «Тесты 5 – 6», автор Е.Е. Тульчинская.
Программа содержит задания по всем темам курса. Для заданий указаны уровни сложности. Первый уровень содержит 8 заданий, второй – 4 задания, третий – 3 задания. Рекомендуется выполнить все задания, начиная с первого уровня.
Учащиеся могут использовать программу и в школе и дома. В случае если программа используется в школе, учитель будет иметь возможность отследить, в какой степени тот или иной ученик готов к тестированию или другой форме проверки по всем вопросам темы.
Файл программы тестирования представляет собой самораспаковывающийся архив tests.ехе. Для того, чтобы воспользоваться программой, необходимо скачать этот файл из Интернета в компьютер пользователя и распаковать двойным щелчком левой клавиши мыши.
В ходе распаковки создается папка «Tests». Внутри этой папки находится исполнительный файл Test5.exe. Этот файл запускается двойным щелчком левой клавиши мыши или нажатием клавиши Enter.
При запуске открывается окно программы. В верхнее поле вносятся данные ученика: фамилия, имя и в случае необходимости – отчество, во втором поле выбирается номер теста, в третьем – уровень сложности.
После ввода исходных данных можно продолжить работу с программой, нажав кнопку «Начать тест», или завершить программу, нажав кнопку «Выход».
Нажатие кнопки «Начать тест» переводит нас во второе окно программы, верхняя строка которой позволит убедиться в правильности введенной в первом окне информации: тема, фамилия учащегося, номер теста и уровень сложности. В нижней части окна расположены: кнопки перемещения по тесту, поле номера вопроса, кнопка выхода в статистику и кнопка завершения программы. Кнопки перемещения по тесту имеют общеупотребляемый вид. Критические операции типа «Выход», завершение работы, защищены от случайного нажатия просьбой подтверждения команды. Кнопки перемещения по тесту позволяют либо пропускать непонятный вопрос, либо возвращаться к вопросу, на который был дан ответ, в случае необходимости.
В центре окна расположены само задание (вопрос) и четыре варианта ответов к нему. Определив правильный ответ, необходимо подвести курсор к выбранному ответу и щелкнуть левой клавишей мыши. Справа от ответа появляется галочка. Если ученик обнаруживает, что ответ выбран неправильно, он может отметить так же другой ответ, тогда первоначальная отметка пропадает. Если он не знает правильный ответ, задание может быть пропущено, но, как было сказано выше, при желании можно к нему вернуться.
Затем переходим к следующему заданию с помощью соответствующей клавиши. После того, как выполнены все задания, активизируется клавиша «Статистика». Эта клавиша выводит в окно, в котором можно увидеть, на какие вопросы даны верные ответы, а на какие – нет, какие вопросы пропущены. Ученик может вернуться и еще раз попытаться ответить на пропущенные вопросы, и на вопросы, на которые были даны неверные ответы. Это дает ему возможность определить, в каких разделах темы он разбирается слабо, по каким теоретическим или практическим вопросам ему требуется консультация. Нажатие клавиши «Статистика» в поле вопроса выдает информацию только в том случае, если даны ответы на все вопросы данного уровня.
Завершить работу можно нажатием клавиши «Выход».
В заключение заметим, что все предлагаемые ЦОР являются общедоступными, не требуют больших мощностей аппаратных средств. Немаловажным требованием, которому отвечают созданные материалы, является достаточная очевидность для учителя того, где, на каком этапе обучения, они могут применяться. Что касается наших рекомендаций по поводу того, на коком уроке применяется тот или иной ресурс (за исключением тех, которые предназначены для фронтальной работы на этапе введения новых знаний), следует иметь в виду, что они являются примерными.
© 2017, Гаязова Ольга Дмитриевна 687