СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по профилактике и коррекции нарушений зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глаза ребенка выполняют зна­чительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление ор­ганов зрения, и сохранение их полноценной функции на буду­щее. Ученые и медики связывают нарушение зрения с общим состоянием организма, поэтому заня­тия общей и специальной физиче­ской культурой крайне необходи­мы детям, что имеет не только оздо­ровительное, но и психологиче­ское значение. Разумеется, физи­ческие нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подго­товленности ребенка. Кроме того, рекомендуется включать в заня­тия специ­альные упражнения для глаз.

БЛИЗОРУКОСТЬ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ

Рекомендации: Упражнение «Нитка жемчуга», «Ворота из пальцев», «Расслабление глаз», все упражнения, связанные с фантазией и визуальным восприятием.

 

АСТИГМАТИЗМ

Рекомендации: все упражнения на снятие эмоционального напряжения, перенапряжения глазных мышц, релаксационный и аккомадационный комплекс. 

КОСОГЛАЗИЕ (СТРАБИЗМ) И

ВРОЖДЕННАЯ СЛАБОСТЬ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ)

Рекомендации: Упражнение «Нитка жемчуга», «Ворота из пальцев», «Расслабление глаз».

КОСОГЛАЗИЕ В СОЕДИНЕНИИ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬЮ

Рекомендации: Упражнение «Нитка жемчуга», «Ворота из пальцев», «Расслабление глаз».

 

НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ

        

Рекомендации: Упражнение «Расслабление глаз».

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Глаза — самые подвижные и чувствительные органы. На любое внешнее воздействие мы непосредственно реагируем, моргая гла­зами или закрывая веки, наши зрачки при этом сужаются или расширяются, меняется положение мышц, в результате чего глаз­ное яблоко и хрусталик также подвергаются этому воздействию.

О настроении человека и его внутреннем состоянии можно узнать по выражению глаз. Как известно, они — зеркало души. Глаза говорят о том, какие эмоции испытывает человек — ра­дость, счастье, печаль или же страх, ярость и гнев. Взгляд мо­жет быть нежным, преисполненным любви, но также он может быть и злым, ненавидящим. Когда у человека меняется настро­ение, изменяется и его мышечный тонус в целом, и об этих переменах можно узнать по глазам. А значит, нет ничего стран­ного в том, что чувство страха или необходимость постоянно добиваться успехов отражается на зрении ребёнка и приводит к его нарушениям. Эти нарушения, особенно близорукость, часто появляются накануне важных изменений в жизни ребёнка или после них, например, при перемене места жительства или шко­лы, при разлуке с родителями. Даже если страх ребёнка кажет­ся вам непонятным, очень важно относиться к этому серьёзно, терпеливо и стараться сделать всё, чтобы малыш избавился от него. Некоторые упражнения помогут ребён­ку побороть страх, снять психологическую блокаду и вновь об­рести способность действовать.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ

 

         Укрепляют глазные мыш­цы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность сво­бодно двигаться. 

         При ежедневном их выполне­нии глазные мышцы  сохраняют эластичность и гибкость до  пре­клонного возраста!

Они активизируют кровоснаб­жение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

Наблюдается заметное улуч­шение зрения.

         Далее приводятся разнообразные полезные упражнения для глаз, предупреждающие нарушения зрения, улучшающие зрение, если уже имеются нарушения.

 

Профилактика нарушения зрения

 

Отрицательно влияют на зрение длительные физические нагрузки, искусственное освещение, неправильная посадка учащихся, недостаточное освящение рабочей поверхности.

Гимнастика для глаз  (в середине каждого урока в течение 2-3 минут).

1-4классы.

1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вздох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5-6 раз).   

2. И.п. - сидя, отклонившись на стол. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть 4 раза.     

3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. (5-6 раз).

4.   И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды. Поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца   и  смотреть  на   него   3-5   сек.   Опустить  руки. Повторить 5-6 раз.

5.   И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, вдох (4-5 раз).

 

 

Правила бережного отношения к зрению:

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день.
  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  • Не читать лежа.
  • Не читать в транспорте.
  • Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  • При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  • Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см.
  • Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать гимнастику для глаз.
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце

 

 

Упражнения с меткой на стекле (по Аветисову Э.С.)

Во время перемен или дома между занятиями, при подготовке уроков или в свободное время рекомендуется выполнять упражнения с меткой на стекле (Э. С. Аветисов) с целью нормализации аккомодационной способности цилиарной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Особенно рекомендуется делать это упражнение тем, у кого врач-окулист выявил спазм аккомодации - состояние, предшествующее возникновению близорукости. В этих случаях ребенок выполняет это упражнение в назначенных ему очках для дали.

Ребенок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм.

Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности (это может устанавливать только врач) такие упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней.

В первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин, последующие два дня - 5 мин, и в остальные дни - 7 мин.

Отдых для глаз

Простейший способ отдыха для глаз - закрыть их на более или менее длительный отрезок времени и мысленно представить что-нибудь приятное. Этот метод средство первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь. Лишь очень немногие люди не получают от него пользы.

Пальмииг

Отдых еще более эффективен, если закрытые глаза прикрыть ладонями рук, расслабиться.

И.П. Выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить другую руку на первую так, чтобы мизинец другой руки лежал поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы переносицу очков и должно располагаться над орбитами глаз.

Во время пальминга глаза закрыты. Следует добиться устранения напряжения в пальцах, расслабив запястья, положив локти на стол или колени. Шея при этом должна составлять прямую линию с позвоночником. Это упражнение расслабляет глаза, их мышцы, снимает зрительное и общее утомление, головную боль. При выполнении упражнения не следует концентрироваться на своих глазах. Необходимо расслабиться, вспомнить и представить что-нибудь приятное. Делать пальминг лучше недолго (можно даже в течение 10 сек. или более), но часто. Ощущения, которые возникают во время пальминга, необходимо запомнить, чтобы при последующем его выполнении они наступали скорее и становились привычными и постоянными.

 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

 

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 

Если вы носите очки:

 

  • Не горюйте!  Со временем с помощью очков зрение может улуч­шиться.
  • Берегите свои «вторые» глаза.
  • Храните их в футляре.
  • Не кладите стеклами вниз.
  • Регулярно мойте теплой водой с мылом.
  • Снимайте во время занятий спортом.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ И

УТОМЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

 

1. Закрыть глаза (1,5 - 2 мин.), открыть; крепко зажмурить; широко раскрыть; зажмурить, открыть.

2. Офтальмотренаж (переводить взгляд). Вывешиваются различные таблицы с указанием направления движения взгляда по стрелкам. Дети выполняют самостоятельно.

3. Движения руками - следим за кончиками пальцев.

4. На счет 1-4 - смотреть на кончик носа, на счет 1-6 - перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.

5.  Упражнение «Пальминг» - 2 мин. Скрестить ладони рук, сосредоточиться на чем-нибудь очень приятном.

         Непрерывная деятельность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:

-   1-х классов         – 10 минут;

-   2-5-х классов      – 15 минут;

-   6-7-х классов      – 20 минут;

-   8-9-х классов      – 25 минут;

-   10-11-х классов – 30 минут.

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ЦИГУН

 

Упражнение «НИТКА ЖЕМЧУГА»

 

«Нитку жемчуга» ты можешь смастерить сам. Для этого тебе понадобится тонкий шнурок длиной около метра и несколько разноцветных бусинок, которые не должны быть слишком маленькими. Следует нанизать бусинки на шнурок таким образом, чтобы между ними были промежутки длиной от 10 до 15 см.

Можешь выполнять это упражнение вместе с папой или мамой,  или с другим ребёнком.  Каждый участник держит один конец шнурка точно перед кончиком носа. Если ты упражняешь­ся один, привяжи противоположный конец верёвки к чему-нибудь примерно на уровне глаз. Теперь можно начинать.

Если ты направишь свой взгляд сначала на самую удалённую бусинку, ты увидишь, что шнур и все другие бусинки двоят­ся в глазах. Это совершенно нормально, потому что у нас два глаза, и мы легко и отчётливо видим только тот пред­мет, на который направлены наши глаза и наше внимание. Всё, что находится перед этим предметом или позади него, отражается на сетчатке нечётко и двоится.

Теперь посмотри на ближайшую бусинку и проследи за тем, чтобы оба глаза точно смотрели на неё. Тогда тебе по­кажется, что шнурок возле бусинки перекрещивается и раздваивается.

Если это сразу не получится, несколько раз «проведи» взгля­дом вперёд-назад по шнурку и снова посмотри точно на бу­синку, пока шнурок там не скрестится.

Можешь призвать на помощь своё дыхание. Глубоко вдыхай  и выдыхай и с каждым вдохом окидывай взглядом очеред­ную бусинку.

Это упражнение очень утомительно для твоих глаз, но, несмотря на это, оно должно тебе понравиться. Упражняйся не слишком долго и потом не забудь сделать продолжительное упражнение на расслабление.

 

Упражнение «ВОРОТА ИЗ ПАЛЬЦЕВ»

 

Это упражнение ты можешь делать везде и без всяких подручных средств, оно является хорошей подготовкой к упражнению «Ниткой жемчуга».

Держи кисти обеих рук так, чтобы только указательные пальцы стояли вертикально. Теперь поставь правый палец точно посередине между глазами на расстояние от 10 до 5 см от них. Выпрями левую руку до конца и поставь указательный палец левой руки точно позади правого.

Теперь посмотри точно на левый палец, который находится дальше. Ты можешь убедиться, что твой правый палец образует «ворота», в середине которых виден левый палец.

Это значит, ты видишь правый (ближний) палец дважды, а ле­вый — только один раз.

Затем посмотри точно на пра­вый (ближний) палец, и ты за­метишь, что находящийся позади левый палец образует «ворота».

Дыши медленно и пе­реведи взгляд не­сколько раз с од­ного  пальца  на другой. При выдохе смотри на удалённый палец, а при вдохе — на ближний. Следи за тем, чтобы другой палец каждый раз появлялся в середине «ворот».

Совет на каждый день. Если ты уже немного потрени­ровался, то можешь делать упражнение только с одним паль­цем и рассматривать через ворота из пальцев различные более отдалённые предметы. Попытайся, например, однажды рассмо­треть все прямые линии твоей комнаты сквозь эти ворота.

 

Что нужно знать родителям и воспитателям

Упражнения «Ворота из пальцев» и «Нитка жемчуга» служат бинокулярному зрительному восприятию, или совместному действию, обоих глаз и очень важны при близорукости, даль­нозоркости и косоглазии.

Близорукие дети, для того чтобы смотреть на что-то вбли­зи, не нуждаются в приспособлениях, с которыми автомати­чески связано движение глазного яблока внутрь. Вследствие этого мышцы, двигающие глазное яблоко внутрь, к переносице, не тренируются и находятся в слабой позиции по сравнению с сильными от природы мышцами, двигающими глазное яблоко в сторону от переносицы. В дальнейшем это часто приводит к «наружному» (расходящемуся) косоглазию.

Дальнозоркий ребёнок, напротив, уже при взгляде на отда­лённые предметы поддаётся соблазну направить взгляд внутрь, к переносице, что может потом также привести к косоглазию.

Когда острота зрения одного глаза явно слабее, в боль­шинстве случаев более сильный глаз берёт работу на себя. Не только мускулатура, но и общая функция более слабого глаза продолжает слабеть. Благодаря необходимости смот­реть обоими глазами при выполнении этих двух упражнений и «вынужденному» правильному положению и управлению обо­ими глазами, улучшается способность бинокулярного зритель­ного восприятия глаз, а также укрепляется мускулатура.

Поэтому лучше всего упражняться ежедневно и несколько раз в день!

 

Упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ»

 

Сразу после того, как ты сделал несколько упраж­нений, таких, например, как «Ворота из пальцев» или «Нитка жемчуга», требующих напряжения глазных мышц, глазам не­обходимо отдохнуть. Точно так же, как бегун после стометрового забега ложится на траву и отдыхает.

Сядь на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы тебе действительно было удобно сидеть.

Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.

Теперь положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен прони­кать в глаза!

Обопрись локтями на стол или на колени (если ты сидишь на полу). Следи за тем, чтобы тебе по-прежнему было удоб­но, а затылок был полностью расслаблен.

Теперь, когда твои глаза ощу­щают тепло ладоней, пошли  им ещё и свою улыбку и по­чувствуй, как они при этом расслабляются.

Внимательно следи за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и пред­ставь себе, что с каж­дым вдохом твои глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбра­сывают напряжение.

Если хочешь, можешь считать, сколько раз ты вдохнул и выдохнул, а когда закончишь упражнение и отнимешь ладо­ни от глаз, некоторое время подержи глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, открой глаза. Сразу же после этого, подобно кошке, потянись, выпрямись и зевни.

Теперь внимательно посмотри вокруг. Быть может, сейчас ты видишь ярче и чётче, чем прежде!

Постарайся запомнить. Если ты читаешь увлекательную книгу, приучи себя после каждой главы несколько раз вдохнуть и выдохнуть, расслабляя глаза. Тогда ты сможешь дольше на­слаждаться книгой, не перенапрягая при этом зрение. Также давай глазам отдых при выполнении трудного домашнего зада­ния и на переменах между уроками.

 

Упражнение «ПОСАДИ ПАПУ НА ЛЬВА»

 

Представьте себя большим, сильным львом. Можете это вообразить?

Представьте себе вашего папу. Вы видите его? Мысленно посадите папу на льва. Он сидит? Пусть сейчас лев станет зелёного цвета. Пусть сейчас папа станет розовым. Пусть сейчас оба станут синего цвета. Пусть сейчас оба станут серого цвета. Пусть они снова станут нормальными. Пусть теперь папа станет совсем маленьким. Пусть сейчас он вновь станет большим. Пусть лев станет сейчас маленьким. Пусть оба станут нормального роста. Пусть теперь оба вновь станут маленькими. А сейчас посадите папу на облако. Посадите на облако и льва.

Пусть это облако удаляется от вас и по­степенно уменьшается.

Пусть облако с папой снова станет большим.

Пусть теперь папа спустит­ся с облака и, весело сме­ясь, придёт к нам.

 

Упражнение «ДУНЬ НА ОДУВАНЧИК»

 

Окиньте взглядом весь луг и представьте себе, что ваши глаза в точности запечатлели все краски. Затем закрой­те глаза и вновь представьте себе луг. Включите своё воображение. Почувствуйте сладкий аромат цветов и терпкий запах весенней земли, ощутите кожей мягкую шелковистость травы и послушайте, как жужжат пчёлы и поют птицы.

Почувствуйте, как ветер играет вашими волосами, и по­слушайте, как где-то вдали кукует кукушка. А теперь, не открывая глаз, найдите и сорвите одуванчик и ощутите гладкость его стебелька.

Осторожно дотроньтесь до нежного пламени цветка и по­точнее представьте себе, как он выглядит. Подключите вашу фантазию, и вы увидите, что из его середины во все сторо­ны лучами расходятся жёлтые солнечные лепестки. Пред­ставьте себе, как они медленно отцветают и сворачива­ются. Верхушка становится белой, и цветок заново рожда­ется и становится ещё краше. Теперь это уже пушистый шарик серебристого цвета и сплошь состоит из сотен ма­леньких зонтичков. Можете представить себе луг, усыпан­ный одуванчиками? Словно бескрайнее море лёгких серебри­стых цветов расстилается перед вами. А теперь с силой дуньте на ваш одуванчик и посмотрите, как его маленькие зонтики будут вмиг подхвачены ветром.

Если хотите, можете прикрепить к каждому из них по одному маленькому желанию, и будьте уверены, что на следующий год, весной, когда опять расцветут одуванчики, ваши желания «вырастут» и обязательно исполнятся.

Теперь вновь откройте глаза и посмотрите, что перед вами.

 

Упражнение «ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ»

 

Внимательно посмотри в середину нашего розового слона. Попытайся сосредоточить своё внимание на цвете. Не от­водя взгляда, несколько раз глубоко вдохни и выдохни. Про­должай пристально всматриваться в слона до тех пор, пока вокруг него не появится светящаяся кромка.

И когда эта кромка станет светиться ярче, переведи взгляд со слона на чистую белую страницу рядом и пристально посмотри на неё. Что ты при этом видишь?

 

                                                 

 

08.01.2015 09:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП