СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Текст - это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
Работа по формированию текстовых умений учащихся начальной школы многогранна. Она включает в себя работу над сочинениями, изложениями различных видов. В рамках введения в учебный процесс ФГОС учитель не даёт ученикам знаний в готовом виде, а стимулирует их к самостоятельной познавательной деятельности. От учителя такая работа требует выбора особых форм и методов работы, подбора языкового материала и заданий которые должны привести детей к формированию понятия.
В зависимости от степени сложности тексты в школьных учебниках встречаются трёх видов, а именно:
• первый вид текстов отличается тем, что все связи в нём описаны автором текста, а читателю нужно выяснить смысл отдельных слов и высказываний. В этом случае сложность текста обусловлена количеством данных, между которыми нужно усвоить описательные связи, и количеством связей, представленных автором. Читателю остаётся только выявить смысл слов и высказываний, в которых воплощаются данные и связи между ними;
• второй вид текстов характеризуется тем, что автор не раскрывает всех смысловых связок, предполагая, что они известны читателю. Читателю остаётся только восстановить в памяти эти связки. Это происходит или в свёрнутой форме и проявляется в мгновенном понимании текста, или же в форме быстрого развёртывания этих связок в сознании читателя;
• третий вид текстов характеризуется тем, что читателю приходится самостоятельно устанавливать (а не восстанавливать в памяти) недостающие связи путём развертывания ряда мыслительных операций, суждений, т.е. выполнять ту же работу, какую он выполняет при решении задач.
Овладение понятием "текст" в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия:
1) текст состоит из двух или нескольких предложений;
2) текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок; четкую структуру (начало, основная часть, концовка);
3) предложения в тексте между собой связаны.
У школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения:
В дидактике учебные тексты разделяют на теоретические, в которых раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, и конкретно-практические, направленные на изложение приёмов, способов, методов познания.
При первичном чтении учебного текста происходит целостное и элементарно-аналитическое восприятие и понимание предлагаемого детям вербального материала. Учащиеся должны уметь определить тему чтения, выделить запомнившиеся им факты, интересные события, которые привлекли их внимание.
Вторичное чтение научно-познавательного (учебного) текста предполагает углублённую работу над ним, осмысление прочитанного, поскольку здесь надо установить причинно-следственные связи, заключённые в тексте. Более сложным является текст, в котором факты или явления описываются в сопоставлении, и тогда необходимо провести операцию выбора, прежде чем сопоставить их, выполняя в дальнейшем операции обобщения и умозаключения.
Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует определённого объёма словарного запаса у ребёнка, соответствующего данному возрасту, умения правильно строить грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями
2. Признаки текста:
Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
- заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.
М. С. Соловейчик предлагает упражнения, эффективные в отношении формирования текстовых умений. Среди них:
У школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения: понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании; понимать основную мысль "чужой" речи, а также осознавать ее и развивать в своей; располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.
При анализе художественного текста формируются следующие читательские умения:
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
© 2016, Аристова Анжелика Андреевна 8714